Журнал №191, август 2019

Ящер размером с кошку и возрастом в 77 миллионов лет

Наталья Иншакова
31 августа 2016
/upload/iblock/551/55152c055018bcf99f461cdc11cffb2d.png
Карликовые птеродактили могли жить одновременно со своими гигантскими сородичами. Возможно, они сосуществовали и с первыми древними птицами.
Фото: © 2008 Witton, Naish.
Новая удивительная находка ученых – летающий ящер возрастом около 77 миллионов лет и размером с домашнюю кошку.
Источник: Mark P. Witton Darren Naish/PLoS ONE. Птеродактилей обычно изображают гигантскими пугающими существами с огромными крыльями и смертоносными длинными клювами. Это вполне соответствует действительности: во время верхнего мелового периода, в расцвет эпохи летающих ящеров, размах крыльев типичного птерозавра составлял не меньше четырех метров. Но недавно группа палеобиологов из Саутгемптонского университета обнаружила на канадском острове Горнби (Hornby) останки карликового птеродактиля, жившего одновременно со своими гигантскими сородичами. Размах его крыльев не превышал полутора метров, а ростом он был с обыкновенную кошку. По мнению палеобиологов, карликовый птеродактиль обитал у берегов Северной Америки и питался мелкими млекопитающими и рыбой. Возможно, он сосуществовал с первыми древними птицами. Ученые восстановили его облик по нескольким фрагментам скелета и точно определили, что это был не детеныш, а зрелая особь. Найти сохранившиеся останки птерозавра – большая удача, ведь их трубчатые кости быстро разрушаются, а этот маленький ящер смог уцелеть среди огромных окаменелостей. Археологи признают находку исключительной. Исследование было опубликовано в журнале PLoS ONE.