Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Ящерица с зеленой кровью: в чем ее секрет?

17 мая 2018
/upload/iblock/0dc/0dcaab2be4392909054fcceb8f0d5354.jpg
Фото: Chris Austin/LSU
/upload/iblock/b9d/b9dec068670f1bad73ac7409b0ef9a0b.jpg
Фото: Science Advances
Название зеленокровных сцинков говорит само за себя. Ученые выяснили, как животные поменяли цвет крови в процессе эволюции.
Род ящериц с Новой Гвинеи (лат. Prasinohaema) обладает интересной особенностью: из-за высокой концентрации желчного пигмента биливердина в организме их кровь, слизистая оболочка рта, язык, внутренние органы и даже яйца имеют зеленый цвет.

Это единственные наземные позвоночные с зеленой кровью: уровень биливердина в их крови и тканях достигает значений, смертельных для других позвоночных. Помимо сцинков, повышенная концентрация биливердина встречается в крови лишь некоторых видов насекомых, рыб и лягушек, и иногда – в скорлупе у птиц.

У человека концентрация биливердина повышается при заболеваниях печени (в этом случае пигмент придает коже и белкам глаз желтый оттенок). При концентрации биливердина в крови около 50 микромолей человек умирает, а вот зеленокровные сцинки с концентрацией 714-1020 микромолей чувствуют себя прекрасно. Понимание того, каким образом животные выработали иммунитет, могло бы помочь в разработке эффективных лекарств.

Специалисты провели филогенетический анализ 51 вида австралийских сцинков, в том числе шести видов зеленокровных. Это позволило проследить эволюцию изменения крови. Выяснилось, что шесть современных видов зеленых ящериц развили в себе необычное качество независимо друг от друга.

По всей видимости, уникальная характеристика была для сцинков полезной с точки зрения их выживания в конкретной местности. Не исключено, что биливердин выступает в роли антиоксиданта и защищает рептилий от инфекций. Если гипотеза верна – на основе этих данных можно работать над созданием новых лекарств.

Узнайте о бермудских сцинках.