Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Наука

За древнейшее экологическое загрязнение ответственны неандертальцы

22 сентября 2015
/upload/iblock/48e/48e95607011194c6d9b632d748302c13.jpg
Пещера Горхэма
Фото: Chris&Steve/Flickr.com
/upload/iblock/91a/91a11f32af58b80705bc083ccc9f13b6.jpg
Пещера Вангард
Фото: Victuallers/Wikipedia
/upload/iblock/9f9/9f928ca241113a02c5c638d181414af8.jpg
Свой вклад вносили и летучие мыши
Фото: buitenzorger/Flickr.com
/upload/iblock/4fe/4fed4c3e2bdc99c7cd7031c285fdfc15.jpg
Реконструкция фигуры неандертальца. Neanderthal Museum, Меттманн, Германия.
Фото: Stefanie Krull/Wikipedia
Исследуя несколько древних пещер Пиренейского полуострова, ученые обнаружили первые в истории человечества следы загрязнения окружающей среды. Виновниками оказались неандертальцы.
Изучением пещер Испании и Гибралтара по правительственному заказу занималась международная группа специалистов. Результаты открытия опубликованы в журнале Nature. Самое значительное загрязнение было обнаружено в пещере Горхэма (Gorham), расположенной в юго-восточной части Гибралтара со стороны Средиземного моря. Она известна своим богатым археологическим наследием; это последнее в мире место, населенное неандертальцами. В ходе экологического мониторинга ученые обнаружили в пещере множество следов выхода на поверхность тяжелых металлов – меди, свинца, никеля и цинка. Все они датируются началом каменного века. Причиной выбросов стали разжигаемые людьми костры, а именно, гарь и пепел. Анализ выбросов в пещере Вангард (Vangard), входящей в комплекс Горхэма, добавил информацию о наличии галенита (сульфида свинца). Он использовался неандертальцами в качестве красителя при изготовлении бус. «Это самый ранний из известных науке фактов загрязнения окружающей среды, произошедший в результате антропогенной деятельности», – отмечается в докладе по итогам исследования. Были найдены загрязнения и в пещере Гран-Долина (Gran Dolina) неподалеку от города Бургоса в центральной Испании, но там виновниками оказались представители фауны: выход металлов стал результатом обильных отложений помета птиц и летучих мышей.
Концентрация тяжелых металлов во всех случаях была не столь значительна, чтобы оказать какое-либо воздействие на популяцию наших предков. Ученые, однако, не исключают влияния на экологическую ситуацию в целом – вред от последствий огня известен, но в таком глубоком историческом срезе наука его еще не рассматривала. Узнайте также о загадочных древних людях, населявших пещеры России; прочтите о наших предках, живших 55 тысяч лет назад.