National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

За движением «кометы века» можно следить онлайн

25 ноября 2013
/upload/iblock/e8a/e8a5e0fbf0b8c5f7b3473964da8795d1.jpg
Снимок кометы C/2012 S1 (ISON), сделанный с помощью телескопа TRAPPIST в обсерватории Ла-Силья, Чили, 15 ноября 2013 года. Источник: European Southern Observatory.
В прошлом году астрономы из России и Белоруссии открыли небесное тело, которое теперь называют самой яркой кометой первой половины XXI века. Специальные сайт и приложение подскажут, когда и где можно увидеть комету на небе.
Долгопериодическая околосолнечная комета C/2012 S1 (ISON) была открыта 21 сентября 2012 года любителями астрономии Виталием Невским (Витебск) и Артёмом Новичонком (Петрозаводск). На момент открытия комета имела звёздную величину 18 и обладала комой диаметром 10 угловых секунд, что соответствует 50 тыс. км на расстоянии в 6,75 астрономической единицы. Наиболее вероятный диаметр ядра кометы составляет 3 километра. Уточнить орбиту кометы удалось позже - после того, как её же изображения были обнаружены на более ранних снимках из других обсерваторий. Перигелий (ближайшая к Солнцу точка орбиты небесного тела, движущегося вокруг Солнца по одному из конических сечений) кометы ISON ожидается 28 ноября 2013 года. В это время она пройдёт в миллионе километров от поверхности Солнца. Таким образом, C/2012 S1 окажется к нему в 150 раз ближе, чем Земля, и в 100 раз ближе, чем знаменитая комета Хейла-Боппа: одна из самых ярких комет прошлого века, наблюдать которую было возможно невооружённым глазом в течение полутора лет. ISON впервые попадает во внутреннюю часть Солнечной системы, и спрогнозировать, как она будет развиваться, достаточно сложно. Некоторые ученые считают, что новое небесное тело окажется таким же ярким, как полная Луна. Другие предполагают, что интенсивное излучение вблизи поверхности Солнца во время прохождения перигелия может уничтожить ее полностью. Недавно ядро кометы выбросило газ, пыль и обломки породы. Они сформировали два облака, повысившие её яркость. И пока профессиональные астрономы изучают развитие кометы – на своём уровне к ним могут присоединиться и любители. Уже давно существует сайт Solar System Scope: 3D-модель Солнечной системы и ночного неба. Здесь представлены точные позиции небесных тел в соответствии с вычислениями NASA. Для понимания движения планет дано схематическое отображение дистанций и размеров, а пользователь может сам «двигать» планеты по их орбитам. Недавно на сайт был добавлен и путь кометы ISON. Опция «Обзор из космоса» показывает траекторию движения небесного тела, а обзор с Земли показывает, в какой точке неба можно увидеть комету в тот или иной день. До 16 ноября она была видна только с помощью телескопа, а с этой даты, всё более приближаясь к Солнцу, она становится всё более доступна и невооружённому глазу. Существует также бесплатное приложение для iPad и iPhone «Comet Watch», показывающее положение объекта на небе в реальном времени. Согласно данным астрономов, комета будет видна невооружённым глазом вплоть до середины января.