National Geographic №195, декабрь 2019
National Geographic Traveler №72, ноябрь 2019 – январь 2020
Наука

Зачем средневековые монахи похоронили морскую свинью?

22 сентября 2017
/upload/iblock/4b8/4b8e68b23911d5c075344138c7b035ab.jpg
/upload/iblock/14b/14b0f9f8b4514ac5aa1a7e6d5698899f.jpg
/upload/iblock/3f6/3f6b8bddd69306839a09ab5ebffecf01.jpg
/upload/iblock/8fc/8fc1360feb7c350e42c0109ab3619aab.jpg
Фото: Guernsey Archaeology
Во время раскопок средневекового скита, расположенного на острове в проливе Ла-Манш, археологи обнаружили необычное захоронение. По непонятным причинам монахи бережно уложили в могилу морскую свинью.
Археологические работы на острове Гернси (Guernsey), входящем в состав Нормандских островов, вели ученые из местного культурно-исторического музея. Остров площадью 63 кв.километра, лежащий между Британией и Францией, в древности был в центре многих военных событий и до наших дней сохранил замки, крепости и наблюдательные вышки. Но объектом нового исследования стал Chapelle Dom Hue - скит, расположенный в юго-западной части острова. Известно, что он был основан в XIV веке как место для молитв и уединения. Десять дней раскопок не дали никаких интересных результатов, но это с лихвой окупилось на 11-й день экспедиции: археологи открыли захоронение, в котором покоились останки морской свиньи (лат. Phocoena phocoena): череп и плечевые кости. Два отверстия в черепе ученые объясняют вторжением голодных крыс. Могила была вырыта очень аккуратно. Кроме того, в ней была найдена керамика, позволившая отнести захоронение к средневековью. Однако причина, по которой монахи похоронили животное, остается неизвестной. Две выдвинутые версии нуждаются в доказательствах. Согласно одной из них, несмотря на принадлежность к христианству, монахи практиковали древние языческие ритуалы. Не исключено, что они использовали морских свиней в пищу. Но после этого останки проще было выбросить в воду или в другое удаленное от скита место. Так появилась гипотеза о том, что данная морская свинья – это своего рода заготовка на зиму. Возможно, мясо было засолено и могло сохраниться в земле дольше. Находка отправлена на анализ. Наличие консервантов станет идеальным объяснением, однако если соль и другие пищевые добавки найдены не будут, тайна средневековых монахов так и не будет раскрыта. Узнайте загадки могилы правителя майя.