Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Наука

Завершился эксперимент с имитацией жизни на Марсе

15 июня 2015
/upload/iblock/273/273713af1a9d5289cbbaa76a3f04007f.jpg
/upload/iblock/6c8/6c8b04afb01ad7e6926c78d05ab331d6.jpg
/upload/iblock/50f/50f615280b222439cd4dca31eda9c4db.jpg
Фото: HI-SEAS
Ученые, жившие восемь месяцев в «марсианских условиях», завершили эксперимент. Его целью было изучение психологических факторов, которые могут возникать в ходе выполнения реальных экспедиций на Марс.
Миссия HI-SEAS (Hawaii Space Exploration Analog and Simulation) осуществляется NASA с 2013 года на Гавайях. Здесь на склоне спящего вулкана Мауна-Лона, на высоте около 2500 метров, создан комплекс, имитирующий космические условия. Даже горный рельеф напоминает марсианский пейзаж. Первая миссия HI-SEAS проводилась в 2013 году и длилась четыре месяца. В ее рамках, помимо психологических, исследовались кулинарные аспекты жизни в космосе. Вторая миссия, заняв 120 дней в марте-июле прошлого года, в число задач добавила работу в скафандре вне стен комплекса. Наконец, с учетом предыдущих наработок с 15 октября 2014 года был реализован третий этап эксперимента. В течение восьми месяцев шестеро добровольцев – трое мужчин и трое женщин – жили в изолированном куполе площадью около 140 кв.метров, созданном по образцу марсианской базы и космического корабля. Его системы работали при помощи солнечной энергии; все ресурсы, включая воду, были ограничены. Так, на прием душа «астронавтам» отводилось только 8 минут в неделю. Выход наружу осуществлялся только в скафандре, а связь с внешним миром шла с 20-минутной задержкой – по аналогии с настоящим полетом на Марс. Каждый из участников эксперимента работал над собственным исследовательским проектом и одновременно сам являлся частью глобального проекта по изучению психологических аспектов жизни и работы в подобных условиях. Миссия завершилась 13 июня 2015 года; в настоящее время специалисты NASA, Гавайского и ряда других университетов изучают ее результаты. На это потребуется время, однако уже известно, что следующий этап HI-SEAS начнется уже в августе. На этот раз участники эксперимента проведут «под куполом» целый год. Читайте также о «лежачем эксперименте» NASA ; узнайте, есть ли жизнь на Марсе.