National Geographic №198, март 2020
National Geographic Traveler №73, февраль – март 2020
Но есть и хорошие новости!
Наука

Земля сформировалась намного быстрее, чем считалось ранее

21 февраля 2020
Земля
Фото: pixabay.com
Всего за 5 миллионов лет.

Исследователи из Копенгагенского университета выяснили, что протоземля — предшественница нашей планеты — сформировалась примерно за 5 миллионов лет. Исследователи объясняют, что в астрономическом масштабе это очень короткий промежуток времени. Если принять возраст Солнечной системы — 4,6 миллиарда лет — за земные сутки, то протоземля сформировалась примерно за полторы минуты.

Ученые опровергают традиционную теорию о том, что протоземля формировалась в результате случайных столкновений между крупными космическими объектами в течение десятков миллионов лет. В этом случае изотопный состав планеты отражал бы смесь изотопного состава различных типов метеоритов. Однако, изучив состав изотопов железа в различных метеоритах, авторы работы обнаружили, что он соответствует земному только в одном типе небесных тел — CI-хондритах. Известно, что эти хрупкие космические тела состоят из первичной космической пыли, поэтому они являются эквивалентом объемного состава самой Солнечной системы. Эта пыль в сочетании с газом направлялась через околозвездный аккреционный диск на растущее Солнце.

University of Copenhagen

Новые результаты подтверждают свежую альтернативную теорию о формировании планеты в результате накопления космической пыли. Сначала крошечные частицы космической пыли под действием электростатических сил слипались в комки, которые со временем разрастались в глыбы. Увеличение их гравитационной силы приводило к тому, что эти объекты сталкивались и сливались с образованием планетезималей, из которых затем возникла протоземля и другие каменистые планеты. Так как большое количество пыли присутствовало в протопланетном диске всего около пяти миллионов лет, за это время должна была сформироваться и протоземля.

Это означает, что и другие планеты могут формироваться гораздо быстрее, чем если бы они росли исключительно в результате случайных столкновений между объектами в космосе. Это предположение подтверждается тысячами экзопланет в других галактиках, которые астрономы открыли с середины 1990-х годов.

«Теперь мы знаем, что формирование планет происходит везде, и что существуют общие механизмы, по которым формируются планетные системы. Когда мы поймем эти механизмы в нашей собственной Солнечной системе, мы можем сделать аналогичные выводы о других планетных системах. В том числе, в какой момент и как часто в них накапливается вода», – Мартин Биззарро, соавтор исследования.

Биззарро добавляет: «Если теория ранней планетарной аккреции действительно верна, вода, скорее всего, является просто побочным продуктом образования планеты, подобной Земле. Это означает, что составляющие жизни, какой мы ее знаем, с большей вероятностью можно найти в других местах во вселенной».

Взгляните на «коронованный» Юпитер над пустыней Атакама.

Солнечная система, какой вы ее еще не видели: видео