Журнал №190, июль 2019

Зверская любовь

Текст: Анастасия Корф
23 января 2012
/upload/iblock/fac/fac67d6d0d7be407fb3c29ce012740bf.jpg
Лисы входят в 5 процентов млекопитающих, образующих моногамные пары. Только «браки» лисы заключают на один год, после чего меняют партнеров.
/upload/iblock/b7e/b7e717423d1a56a6d38d08751c142a26.jpg
Ботсвана. В местном львином прайде пара доминантных самцов – два брата. На фото – один из них. Братья занимаются любовью с одними и теми же самками. Дети у них также общие.
/upload/iblock/f9b/f9bf2d29e4ad369422abc2ee4c936d39.jpg
Белые куропатки (петушок – с красными бровями) и снежные гуси (следующее фото) – одни из самых «семейных» птиц, живущих парами.
/upload/iblock/2ba/2bad12637ee8c32cc01cfc828572ce02.jpg
Белые куропатки (предыдущее фото) и снежные гуси – одни из самых «семейных» птиц, живущих парами. Гусак пытается отогнать другого самца от гусыни. Часто в процессе борьбы самцы затаптывают гусыню насмерть.
/upload/iblock/349/349cfe6a49628a9c68b183cb11c18f3d.jpg
Брачная битва турухтанов: самцы дерутся до первой крови, а маленькая невзрачная самка остается в стороне. Наряд этих куликовых включает огромные «уши» и «воротник», окрас которого сугубо индивидуален.
/upload/iblock/1b8/1b84824deff11e1ac463b4709430c69a.jpg
Овцебыки – полигамные животные, они создают гаремы и устраивают турнирные поединки. Самок привлекает запах мускуса, исходящий от самцов.
/upload/iblock/225/225809a2a2eac0b6ffc5f09790f33515.jpg
/upload/iblock/5bf/5bf27023a3ff40cd4c9c1fd8d9117bb3.jpg
Фото: Сергей Горшков
Жесткий расчет и никакой романтики. Секс четко спланирован, и отступление от правил невозможно. Животные слушают только разум и буквально управляют чувствами.
Успех ждет только того, кто правильно планирует секс и его последствия. Люди научились частично обходить это правило, придумав другие критерии успеха, такие как финансовое благополучие, власть и слава. Для животных же существует только один настоящий выигрыш: обеспечить своим генам вечную жизнь и процветание, оставив как можно больше здоровых потомков. А это значит: нужно вести непрерывную борьбу за выгодный секс с выгодными партнерами.

О пользе разврата. Конечно, планировать, то есть составлять цепочки логических умозаключений, могут не все животные. На самом деле каждый вид и даже каждая отдельная особь методом проб и ошибок выбирает для себя самую удачную стратегию. Кому-то необходимы беспорядочные половые связи – промискуитет, а кто-то готов провести всю жизнь с одним партнером. Только 5 процентов млекопитающих образуют длительные моногамные пары. Для птиц, которые чаще других животных предпочитают моногамию, этот процент максимален – но, по разным оценкам, он не превышает 15. Верность одному избраннику непопулярна в дикой природе. И для этого есть очень веские биологические причины.
Установлено, что чем больше партнеров принимает участие в спаривании, тем больше у самки появляется детенышей.
«У домашней кошки в одном выводке могут родиться котята от пяти разных котов. Об этом свидетельствуют генетические тесты», – рассказывает Сергей Найденко, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени А. Н. Северцова РАН (ИПЭЭ). Значит, во время течки кошка спаривалась как минимум с пятью котами.

Не только домашняя, но и все дикие кошки выбрали в качестве стратегии размножения промискуитет. Дело здесь в следующем. Иногда львице или тигрице нужно заниматься сексом 50 часов подряд, так как овуляция – выход яйцеклетки из яичника – происходит только через двое суток после успешного спаривания. Такой тип овуляции называется вынужденной, или индуцированной (у женщин, в отличие от кошек, овуляция спонтанная и не требует такого интенсивного длительного секса).

Во время течки самка позволяет сразу нескольким самцам стать своими партнерами: это делает спаривание более интенсивным и позволяет самке выбрать лучшего партнера. Шипы и крючки на пенисе – у кошек это способ дополнительной стимуляции самки, приближения овуляции. Нетрудно догадаться, что самке во время полового акта не очень приятно и даже больно, – но у нее нет выбора. По-английски течка – heat, то есть «жара» – адекватное отражение всего процесса. Возбуждение самки нарастает в ходе течки: если в первый день львица готова спариваться только с одним знакомым львом, то на второй-третий дни ей безразлично, кто удовлетворяет ее страсть.

«У промискуитета есть преимущества, – поясняет Сергей Найденко. – Установлено, что чем больше партнеров принимают участие в спаривании, тем больше у самки появляется детенышей. Также снижаются эмбриональные потери: организм матери не расходует свои ресурсы зря. Концентрация в крови лютропина – гормона, выброс которого стимулирует овуляцию, была максимальна у кошек, спаривающихся наиболее интенсивно. Принятие второго-третьего кота для секса как раз помогает этому».

Секс никогда не дается даром – у него высокая цена. Она включает огромные энергозатраты, связанные с поиском партнера, снижение охотничьей активности, риск получения инфекционных заболеваний и травм в процессе ухаживания и спаривания. Баланс стоимости и прибыли («cost-benefit balance») – главный принцип размножения. «Стоимость в данном случае определяется родительским вкладом, а качество потомков – один из способов получения прибыли», – объясняет Дмитрий Зворыкин, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник ИПЭЭ РАН.

Считается, что промискуитет обеспечивает появление максимально жизнеспособных детенышей, ведь самка может выбрать потенциального отца уже после спаривания. Такая стратегия, при которой на появление одного детеныша родители тратят колоссальные ресурсы, называется K-стратегией. Большинство млекопитающих, в том числе и человек, выбрали именно ее. Если у самки сразу несколько партнеров, это может увеличивать вероятность появления «качественных» малышей, хоть и в небольшом количестве, – именно так происходит у кошачьих.

Но не всегда количество партнеров обеспечивает качество потомства. Когда приходит время, в огромном косяке тунца начинается движение: самцы выбрасывают в воду сперму, самки – выметывают икру. И хотя здесь нет секса – спаривания или копуляции – это настоящий промискуитет. Миллионы яйцеклеток беспорядочно сливаются с миллионами сперматозоидов. Тунец не «думает» о качестве – он рассчитывает на количество.

Многие рыбы, насекомые, земноводные и даже некоторые млекопитающие (например, крысы) также делают ставку на количество детенышей, среди которых выживет лишь малый процент. Это r-стратегия. «У r-стратегии есть свои достоинства, но это тупиковый путь, – говорит Дмитрий Зворыкин. – Не может быть бесконечно большой рыбы или бесконечно маленькой икринки. Значит, число потомков ограничено.Чтобы выиграть и занять свое место в мире, уйти от конкуренции, нужно позаботиться о качестве потомства».
/upload/iblock/a21/a21689d1474963dda9b872d2854188be.jpg
Сергей Горшков Самец нерки – рыбы семейства лососевых – умрет от истощения, как только оплодотворит икру. Сейчас он готов сделать это: у него деформированы челюсти, а половые железы увеличились, образовав горб на спине.

Один из способов сделать это – моногамия. Как уже было сказано, это редкое явление в животном мире. В целом, она представляет собой нечто большее, чем просто способ спаривания и размножения, – это выбор животного: заводить и выращивать детенышей только с одним партнером. Так, гуси, орлы, пингвины, некоторые обезьяны образуют пары на всю жизнь. Промискуитет и полигамия оказались для них невыгодны.

Моногамию выбрал и человек. Но здесь все не просто. «Абсолютная моногамия почти невозможна, – поясняет Дмитрий Зворыкин. – Биологи стараются не говорить “вид моногамен”, они говорят: “Для этого вида характерна моногамия”. Моногамия легко переходит в полигамию и даже в промискуитет, если появляются определенные условия». К примеру, если самка понимает, что от одного самца появляются слабые и больные детеныши, она вполне может сменить партнера. То же самое может сделать самец.

Моногамию человека некоторые ученые считают признаком развития, биологическим преимуществом перед остальными животными. Но есть и другое мнение. «Скорее всего, моногамия – социальная черта, культурная наработка человечества, – говорит Зворыкин. – Половое поведение – вообще изменчивый признак».

Выбор пары, или, в англоязычной литературе, mate choice, подчиняется жесткому правилу: секс получит тот, кто максимально привлекателен. Это правило одинаково для всех животных, от беспозвоночных до млекопитающих. Насилие не всегда лучший выход для отверженных. Так, в вагине озерной утки развиты несколько разветвленных полостей. Некоторые полости тупиковые. Другие, ведущие к матке, спирально закручены против часовой стрелки. Это сложное устройство позволяет самке противостоять принудительному внебрачному спариванию. Если селезень захочет изнасиловать утку, ему будет сложно доставить сперму до яйцеклетки, ведь его пенис закручен по часовой стрелке (от основания до кончика). Так самка оберегает себя и свою популяцию от «нежеланных» детенышей.

Впрочем, кому-то выбирать не приходится. Мраморные ривулусы (Kryptolebias marmoratus) – единственные рыбы-гермафродиты, способные к самооплодотворению. Для них проблемы выбора не существует. Обезьяны бонобо не рискуют остаться без партнера по другой причине: многие конфликты бонобо разрешают полюбовно. Секс у них завершает почти любую эмоцию – не имеет значения, радость это или гнев. У некоторых рыб все молодые особи женского пола – по мере взросления у части популяции развиваются мужские половые органы, производящие сперму (в этом случае возникающая с возрастом двуполость называется протогинным гермафродитизмом).

И все-таки любвеобильные бонобо и протогинные гермафродиты – исключения. Выбор приходится делать многим животным, и, как правило, решение принимает самка. «Если почитать книгу зоолога Уильяма Эберхарда “Скрытый выбор самок”, становится страшно за самцов, – улыбается Сергей Найденко. – У самок с внутренним оплодотворением (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие) существует масса механизмов регулировать, кто станет отцом детенышей, уже после того, как спаривание произошло».

Привлекательность сильного пола определяется разными качествами. Жестокие турниры между самцами за внимание самки особенно часты у копытных – оленей и быков. Самка отдает предпочтение самому сильному и настойчивому.
Многие млекопитающие проявляют склонность к гомосексуальному поведению: зайцы, собаки, жирафы и даже львы.
Интересен выбор партнера для оплодотворения среди рыб. Рыбы отличаются реверсией мужской и женской роли: то, что у других делают самки, у рыб делают самцы. Самцы заботятся о потомстве, самцы могут даже вынашивать зародышей. Смена ролей связана с наружным оплодотворением. Самка выметывает икру, и этим ее роль может ограничиться – самец, оплодотворяющий эту икру, завершает процесс размножения, от его поведения зависит будущее потомства. Он может оставить зародышей на произвол судьбы – он же может защищать кладку от поедания другими рыбами. Самец, покинутый партнершей и вынужденный заботиться о потомстве в одиночку, привлекателен для другой самки, готовой выметать икру. Это парадокс рыб: у других животных отцы и матери-одиночки имеют меньше шансов заполучить нового партнера.

Реверсия особенно ярко проявляется у морских коньков – детенышей вынашивают самцы. Самка вводит яйцеклетки в выводковую камеру на брюхе самца, который на протяжении 60 дней носит потомство. Роды иногда заканчиваются смертью самого конька. Неправильно, однако, утверждать, что самцы – лишь объект для выбора. Сильный самец устанавливает свои правила – он вынуждает самку спариваться именно с ним и рожать только его детенышей.

Инфантицид – детоубийство – отличный маневр для принуждения самки. Более сильный самец сначала поражает своего конкурента, после чего убивает его детенышей. При этом самка, оставшаяся без потомства, вынуждена спариваться с победителем. Скажем, после рождения детенышей львица еще в течение двух лет неспособна к спариванию – у нее нет на это времени и, значит, нет течки. Но если сильный молодой лев совершает переворот в прайде, изгоняя прежнего лидера и убивая его потомство, львица быстро забывает о потере малышей, и уже через 1,5–2 месяца у нее начинается течка. Инфантицид случается у медведей, аистов, домашних кошек – в природе это не жестокость, а достаточно эффективный способ очищения популяции от «слабых» генов.

Когда дело касается секса и размножения, любое, даже самое шокирующее поведение, будь то инфантицид или гомосексуализм, имеет свою причину. Многие млекопитающие проявляют склонность к гомосексуальному поведению: зайцы, собаки, жирафы и даже львы – самцы этих животных иногда пытаются покрыть друг друга. Известны случаи, когда дельфин вводил пенис в дыхало другого самца. Эти факты часто используются представителями нетрадиционной сексуальной ориентации как доказательства естественного происхождения гомосексуальности.
/upload/iblock/d07/d07e6f54874289a78e5c6a394800370d.jpg
Сергей Горшков Гомосексуализм у жирафов – спорная тема. Самцы иногда трутся шеями и проявляют друг к другу нежность, но зоологи делать далеко идущие выводы не спешат.

«Часто, если самцы пытаются покрыть друг друга, это просто акт доминирования», – объясняет Сергей Найденко. Иногда даже самка может залезать на самца, пытаясь показать свое главенство или отметить, что территория принадлежит ей. «Мнения, будто животные делают это ради удовольствия, представляются мне сомнительными», – продолжает Найденко.

В любом случае, люди не всегда могут понять логику животных. И, говоря о зверской любви, нужно осторожно использовать слова. Два вопроса, на которые от животных сложно получить ответ, звучат так: видят ли они сны и есть ли у них любовь.