Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Калейдоскоп

К вершинам Алтая: Горный Алтай

19 июня 2012
/upload/iblock/b0c/b0c32d09703f6a6c5b94c8145eca9f5f.jpg
Перед вами третье путешествие из совместного проекта компании Land Rover и журнала National Geographic Traveler.
/upload/iblock/753/7535673f5a92332ac14657ffdeb9b883.jpg
Наш новый маршрут проложен по захватывающим дух дорогам Горного Алтая. Взгляните на фотографии, и вы убедитесь, что Алтай – место для одного из самых интересных путешествий. Более подробный фотоотчет об этой поездке представлен на сайте www.landroverlife.ru. Проект представляет собой цикл уникальных автомобильных маршрутов, которые мы проходим совместно с инструкторами Школы внедорожного вождения Land Rover Experience, чтобы вы могли повторить любую понравившуюся поездку. Препятствия, которые встречаются на этих маршрутах, не представляют особых проблем для хорошего внедорожника, такого как Land Rover, и их преодоление лишь добавит вашим эмоциям немного адреналина.
Горный Алтай
Есть места, к которым сложно подобрать эпитеты и описания. Любые слова окажутся бедными и невзрачными по сравнению с тем, что можно увидеть в реальности. Алтай – это одно из таких мест в России. Это место, где просто необходимо побывать, и в это просто нужно поверить. Наблюдая за собой, отчетливо замечаешь, что Алтай понемногу меняет тебя. Величественные горные пейзажи помогают войти в гармонию с ними: на второй-третий день пребывания в горах все мелочное, некогда казавшееся существенным, перестает занимать мысли, улетучивается. Мы были ограничены во времени и на поездку по Горному Алтаю запланировали около десяти дней. Но когда едешь по Чуйскому тракту, пронизывающему весь Алтай, быстро понимаешь – чтобы почувствовать эти места, нужно недели две, а то и месяц. За это время удастся уделить достаточное время понравившимся уголкам Горного Алтая и спокойно, без спешки попутешествовать по этой невероятно красивой земле. Каждый поворот на Чуйском тракте – отдельная история и тема отдельного путешествия. Северо-Чуйский хребет – это на первый взгляд неприступные, суровые скалы, но к ним легко можно добраться, причем до самых ледников, оставить машину и совершить восхождение. Плато Укок – это почти лунные пейзажи без единого дерева на сотни километров и таинственная гробница «Алтайской принцессы». Телецкое озеро – жемчужина среди гор, к которой ведут суровые таежные маршруты. Главная вершина всего Алтая и Сибири – мистическая гора Белуха (4506 м), у подножия которой Николай Рерих создал немало своих пейзажей и искал вход в Шамбалу. Начинается Чуйский тракт в Бийске. Добраться сюда можно на машине (из Москвы 3500 км) или от Новосибирска либо Барнаула. Довольно обычная поначалу дорога становится все более интересной по мере продвижения на юго-восток. Участок этой трассы от Бийска до поселка Ташанта у границы с Монголией и называется Чуйским трактом – когда-то это был единственный путь сообщения России с Монголией. Перед экспедицией мы слышали множество небылиц и мифов: будто за Горно-Алтайском нет асфальта, нет продуктов, а качество топлива просто ужасно. Мы проехали весь Чуйский тракт и с уверенностью утверждаем, что это одна из самых красивейших дорог России и при этом в отличном состоянии. В любом селении можно купить свежие продукты, а топливо на заправках до самой Монголии не вызвало нареканий. Путешествовать по Горному Алтаю лучше всего на внедорожнике, ведь каждый поворот в сторону от дороги провоцирует пуститься на исследования диких и невероятно красивых мест. Мы путешествовали по Алтаю на двух автомобилях Land Rover – Discovery 4 и Freelander 2. Обa автомобиля на маршруте показали себя с отличной стороны как на трассе, так и на жестком бездорожье Горного Алтая. Смотрите места, которые мы посетили во время путешествия, на Яндекс.Картах window.onload = function () { var map = new YMaps.Map(document.getElementById("YMapsID")); map.setCenter(new YMaps.GeoPoint(37.64, 55.76), 10, YMaps.MapType.PMAP); var ml = new YMaps.YMapsML(′http://maps.yandex.ru/export/usermaps/KrYqoAs3qfgZlVX96_zlqZINemit5Ev5/′); map.addOverlay(ml); map.addControl(new YMaps.Zoom()); map.addControl(new YMaps.ScaleLine()); map.addControl(new YMaps.TypeControl([YMaps.MapType.PMAP, YMaps.MapType.PHYBRID])); YMaps.Events.observe(ml, ml.Events.Fault, function (ml, error) { alert(′Ошибка: ′ + error);});}
Чуйский тракт
Одна из самых красивых дорог России – Чуйский тракт – очень разнообразна. В пределах сотни километров окружающие пейзажи могут полностью смениться три-четыре раза! После тайги вдруг появятся березовые колки, затем начнутся лиственничные леса, а на подъемах на перевалы вас встретят молодые кедровники. Преодолев к полудню каких-то 150 км, ловишь себя на ощущении, будто утром был не просто в другой стране, а в другом уголке планеты.
/upload/iblock/5b2/5b2c1d3bbe518e2f942e9225ba1729c5.jpg
На Чуйском тракте можно увидеть изображения древних людей. N 50°24’24.95“ E 86° 52’23.17“ [точка 2] Освоение русскими людьми Чуйского тракта, или Чуйского торгового пути, как он именовался в то время, началось в 1756 году, после вхождения Алтая в состав России. Первопроходцами были купцы, торговавшие возле Кош-Агача с монголами. Передвигаться по горной тропе можно было только верхом. Но с развитием торговли узкая караванная тропа неуклонно расширялась и улучшалась. Первые автомобили на этом пути появились в 1925 году, но полноценной дорогой Чуйский тракт стал с 1935 года.
/upload/iblock/78d/78debf12b6cde07ab1053e2dd37b506e.jpg
Ближе к Монголии Чуйский тракт обступают степи. N 50°5’32.66“ E 88°24’35.22“ [точка 1] Чуйский тракт – единственная дорога в России, которой посвящен персональный музей в городе Бийске, где она официально и начинается. Первые полсотни километров проходят по равнинной местности Алтайского края мимо села Сростки, родины Василия Шукшина. За Сростками все ближе к Чуйскому тракту подходит Катунь, главная река Горного Алтая. Тракт вьется вдоль реки, среди предгорий – это своеобразная прелюдия к подлинно горной дороге. Горный Алтай являет себя постепенно, без суеты раскрываясь во всем величии. Когда дорога выходит в Курайскую степь, совсем рядом, в десятке километров, словно гигантская декорация, появляется величественный Северо-Чуйский хребет, увенчанный вечными ледниками. В районе села Иня можно наблюдать слияние рек Катуни и Чуи, именем которой и названа трасса. От этого места и дальше на юг, почти до самой границы с Монголией, Чуя течет параллельно тракту, прорезая Чуйскую степь.
Телецкое озеро
Это самое большое и, возможно, самое живописное озеро Алтая. Его название произошло от обитавшего здесь алтайского племени телесов. Алтайцы называют его Алтын-Коль («Золотое озеро»). Телецкое озеро находится на некотором расстоянии от Чуйского тракта.
/upload/iblock/6ce/6ce3c87261fa6bc1786f0bbfbfe98fcc.jpg
Телецкое озеро многие считают одним из самых красивых в России. N 51°46’34.82“ E 87°36’46.55“ [точка 5] К озеру ведет несколько маршрутов. Проще всего добраться до него, повернув с Чуйского тракта к районному центру Горно-Алтайску, а затем проехав 150 километров до селения Иогач. Телецкое озеро часто сравнивают с Байкалом. Оно тоже глубокое (4-е место в России среди самых глубоких озер) и имеет сильно вытянутую форму. Вода в озере прозрачная и очень холодная. Сюда впадают несколько десятков рек и ручьев, а вытекает только одна река – Бия. Эти места заслуживают того, чтобы посвятить им несколько дней.
/upload/iblock/ac7/ac71c33ab2aea7062df1164203f2e580.jpg
С горных хребтов в Телецкое озеро впадает много рек. N 51°42’39.11“ E 87°41’54.11“ [точка 6] Северная часть озера – средоточие местной туристической цивилизации. Здесь находятся турбазы, где путешественникам предлагают пешие, конные и водные маршруты по таежным уголкам северо-восточной части Горного Алтая. Основными достопримечательностями в северной части озера считаются водопады Корбу и Киштэ. Здесь предлагается поездка на катере в необычный Каменный залив. По одной из версий, он образовался от падения метеорита, что подтверждают оплавленные камни по его краям.
Улаганский район
От Телецкого озера возвращаемся на Чуйский тракт и вновь продолжаем движение на юго-восток. Возле поселка Акташ поворачиваем налево и направляемся к Усть-Улагану. По этой дороге можно подобраться к южному дикому побережью Телецкого озера, а можно просто попутешествовать среди небольших местных озер, которых немало в Улаганском районе. Дороги здесь уже гравийные. Первая достопримечательность на пути – Красные ворота, место, где дорога идет через тесный проход между двумя скалами красноватого оттенка. Через несколько километров взору открывается озеро Чейбеккель, или, как его называют сейчас, Мертвое озеро. Впрочем, это прозвище трудно объяснить: озеро выглядит вполне живым, здесь много рыбы, а палатку можно поставить прямо у воды.
/upload/iblock/752/75205246256907f94aedfb97ddf1b338.jpg
Горные реки за тысячи лет проделали причудливые лабиринты в скалах. N 51°22’32.55“ E 87°37’23.02“ [точка 7] При желании можно проехать выше по дороге, где с обеих сторон дороги расположены еще несколько озер с вполне комфортабельными турбазами. Эти места вполне заслуженно зовут озерным краем. Здесь действительно множество озер и горных рек, и все они славятся отменной рыбалкой. Отсюда можно отправиться в путешествие к знаменитым курганам в урочище Пазырык – могилам родовых захоронений, где покоятся останки вождей алтайских родов. Ученые датируют могильники в основном V-II веками до нашей эры.
Актру и Курайская степь
Заснеженные вершины Северо-Чуйского хребта видны уже от поселка Акташ. Но лишь южнее, в районе поселка Курай, Чуйские Альпы открываются во всем великолепии. Сворачиваем с Чуйского тракта направо, проезжаем по мосту через Чую и движемся к горным вершинам, пересекая Курайскую степь – огромную межгорную котловину.
/upload/iblock/85d/85d79f0e6ffb715aeaf96f774acf8c82.jpg
Панорама Северо-Чуйского хребта от его подножия в Курайской степи. N 50°10’17.04“ E 87°53’48.83“ [точка 8] Местные рассказывают о необычайно суровом климате Курайской степи: например, в августе здесь может пойти снег. Дорога по Курайской степи в направлении Чуйских Альп – одна из самых красивых. Грунтовая дорога, ведущая к ледникам, поначалу неплохая. Ее можно легко преодолеть и на легковом автомобиле, но вплотную приблизиться к снежным пикам с комфортом не получится. Последние километры до альплагеря Актру – суровое бездорожье.
/upload/iblock/775/775bbd7872b18d55a66c74c4c98bf34f.jpg
Восхождение на Голубое озеро из альплагеря Актру лучше начать пораньше утром. N 50°4’46.13“ E 87°43’33.54“ [точка 9] Актру – единственный альплагерь в этих местах, и только здесь удастся найти гидов и инструкторов, с которыми можно совершить несколько восхождений на здешние вершины и перевалы. Стандартная программа – восхождение к Голубому озеру, на перевал Учителя и вершину Купол Трех Озер. Покорение здешних ледников и вершин гарантирует вам море эмоций и адреналина. Но даже простые прогулки в реликтовом лиственничном лесу по окрестностям порадуют любителей дикой природы. Кроме того, здесь можно предпринять двух-трехдневные походы в соседние ущелья, например на Шавлинские озера. А в целом, чтобы получить достаточно полное представление о красотах Северо-Чуйского хребта, в этих местах желательно провести не менее недели.
/upload/iblock/f78/f78089024b2246ef536fc0b67b9c21c1.jpg
Среди мертвых камней ледниковой морены можно найти цветы. N 50°4’45.30“ E 87°43’30.05“ [точка 11]
На плато Укок
На пути от поселка Курай к Кош-Агачу создается ощущение, что вы попали в совершенно другую страну. Здесь начинается Чуйская степь – самое сухое место в России. Южнее уже Монголия. Среднегодовое количество осадков здесь не превышает 150 мм. Плато Укок – плоскогорье на самом юге Республики Алтай. Находится оно на высоте 2200–2500 м. Самая высокая гора, обрамляющая плато, – Найрамдал (4374 м) – немногим ниже Белухи. Укок, пожалуй, самое безлюдное место в Алтае. Тем оно и притягательно. Практически никаких следов современной цивилизации, только древние могилы и редкие отары овец около юрт. И полное безмятежное спокойствие.
/upload/iblock/323/323545de46f19589606414c00bfe989b.jpg
Менгиры на плато Укок - отметины древних могил. N 49°17’10.40“ E 87°53‘5.13“ [точка 14] Ночной пейзаж на Укоке загадочный, мистический. В этих местах невольно начинаешь задумываться – а может быть, действительно где-то здесь находится загадочная Шамбала, как предполагал Николай Рерих?
/upload/iblock/0d9/0d94c58088bd37971bfb0de30c3c7c2a.jpg
На гладких склонах Укока не растет ни одного деревца на сотни километров. N 49°27’56.69“ E 88°3’45.42“ [точка 15] Конечный пункт маршрута по плато Укок – курганы. В 1990-х годах археологи нашли здесь уникальные предметы эпохи раннего железного века, которые хорошо сохранились благодаря суровой вечной мерзлоте в курганах плато Укок. Но главная их находка – погребение «Алтайской принцессы», где была обнаружена мумия молодой скифской женщины, скорее всего шаманки. Сейчас она находится в музее в Новосибирске. В настоящее время раскопки на плато Укок запрещены, чему рады алтайцы, придающие важное значение культу предков. Наш проводник, алтаец, рассказывал, что после раскопки кургана «принцессы» Алтай постигли различные бедствия.
/upload/iblock/967/9671aab76d9c6fbc205487c44c9db962.jpg
На камнях можно увидеть рисунки древнего человека. N 49°48’29.94“ E 88°29’36.33“ [точка 17]
Уймонская степь
Мы поворачиваем назад и возвращаемся на Чуйский тракт. Возле поселка Туекта сворачиваем налево, доезжаем до Усть-Кана и едем на юго-восток. Выезжаем в Уймонскую степь. После Кош-Агача кажется, что снова вернулся в Россию. Здесь много русского населения, староверов и просто обычных людей, которые покинули городскую суету, чтобы жить на Алтае. Здесь можно посетить дом-музей Николая Рериха, а точнее, дом местного старообрядца в поселке Верхний Уймон, где жила семья Рерихов во время экспедиции на Восток. Недалеко расположен музей старообрядчества. Публика в этих местах своеобразная: эзотерики, последователи учения Елены Рерих; приезжают и те, кто интересуется шаманскими техниками. В Уймонской степи туристам предлагают немало интересного: конные прогулки по окрестностям, сплав по притокам Катуни, пешие многодневные походы, в том числе с частичным восхождением на гору Белуху, самую высокую в Горном Алтае. В окрестностях Тюнгура находятся горные озера – Кучерлинское и Аккемское. В 17 км от села Тюнгур расположено урочище Тургунда с каменными изваяниями – яркими археологическими памятниками древнетюркского периода.
/upload/iblock/d62/d62f9a1f53b5d1e5130b796906ed791c.jpg
Одна из многих горных речек, впадающих в Коксу. N 50°18’9.54“ E 85°27’6.17“ [точка 18] Сплавы – одна из главных туристических особенностей Алтая, и как раз из этого района можно отправиться даже в недельный сплав по Катуни, который заканчивается уже у Горно-Алтайска.
/upload/iblock/d4c/d4cdc111f719a87cddeb8ef65c3029bf.jpg
На сплаве можно провести от нескольких часов до целой недели. N 50°17’6.2“ E 85°30’51.12“ [точка 19] Кроме того, здесь много мараловодческих хозяйств, и туристам предлагают уникальную SPA-процедуру – пантовые ванны, приготовленные из молодых рогов марала (пантов).
У подножия Белухи
Гора Белуха, представленная двумя вершинами в виде неправильных пирамид – Восточной (4506 м) и Западной Белухой (4435 м), – самая высокая вершина Алтая и Сибири. Ее красота, таинственность и труднодоступность влекут к себе путешественников и альпинистов. Первое восхождение на вершину Белухи было совершено в 1914 году братьями Борисом и Михаилом Троновыми, томскими учеными. С тех пор на вершине Белухи побывали многие альпинисты. Белуха относительно невысока, но технически очень сложна для восхождений.
/upload/iblock/43f/43f9548154dbb0b7a2de41dd82b30634.jpg
Лошади - зачастую главное средство передвижения по горам. N 50°6’38.96“ E 85°55’31.61“ [точка 21]
Солонешенский район
До Бийска мы добираемся по дороге, параллельной Чуйскому тракту, через живописный Солонешенский район Алтайского края. Здесь, в предгорьях Алтая, – изумрудно-зеленые холмы и луга, много турбаз и просто кемпингов. Одно из самых популярных мест на пути – Денисова пещера. Она находится прямо у дороги по пути через долину Ануя. Широкий вход в пещеру хорошо виден с дороги, наверх ведет деревянная лестница.
/upload/iblock/fb8/fb86de90c041ae00f82be59f81756aed.jpg
На пастбищах Алтая пасется много отар, при желании всегда можно договориться с пастухом и купить свежее мясо. N 51°2‘51.55“ E 84°51‘32.71“ [точка 23] Это одно из самых любопытных мест для археологов и антропологов. В 1978 году, когда здесь начали вести раскопки, ученые были впечатлены наличием культурных горизонтов, относящихся к мустьерской эпохе – среднему палеолиту. В Денисовой пещере были найдены костные останки, датируемые 50 000–45 000 годами до н. э.! Зайдя в пещеру, можно «в режиме реального времени» понаблюдать раскопки, которые ведут археологи Сибирского отделения РАН. Возможно, во время вашего визита здесь произойдет очередная археологическая сенсация. Например, в 2008 году была найдена фаланга пальца, которая, согласно исследованиям ДНК, принадлежит виду, представляющему особую ветвь в эволюции человека. Об этом была опубликована статья в авторитетном журнале Nature. Еще одна местная достопримечательность – каскад водопадов на реке Шинок. Самый большой из них имеет высоту 72 метра. Двигаясь дальше, дорога выходит на равнину и вскоре приводит в Бийск, возвращая нас туда, где начиналось наше путешествие по Алтаю. В конце маршрута, перебирая в памяти все его красоты и примечательные места, мы еще раз приходим к выводу: чтобы посмотреть и прочувствовать Алтай, десяти дней недостаточно. Пожалуй, каждая страница этого путеводителя гарантирует вам неделю-­другую незабываемых впечатлений.
Советы от Land Rover
-Грунтовые дороги в Горном Алтае, на первый взгляд, в хорошем состоянии, но на них очень легко не заметить глубокую яму или потерять управление при резком повороте. Будьте внимательны! -Для въезда в приграничные территории Алтая на заставах придется показать специальное разрешение. Получить его можно на погранзаставах в Акташе или Кош-Агаче (если нет очереди, это займет полчаса для граждан РФ) или заказать за 30 суток по e-mail. Иностранцам оформить пропуск на месте нельзя, нужно подавать заявление за 60 дней на e-mail погранотряда: -По дороге на Актру машину можно оставить на промежуточной стоянке Перевалке в 8 километрах от альплагеря. Выше начинается серьезное бездорожье. Но если есть уверенность в собственных силах и опыте, можно проехать до самого альплагеря. На сложном каменистом скользком бездорожье целесообразно понизить давление в шинах до 2 атмосфер, выйти из машины и пройти участок пешком, оценив его сложность и возможную траекторию движения. -При путешествии по Алтаю водные преграды встречаются часто. Прежде чем пересечь такое препятствие, сначала пройдите его вброд пешком. На этот случай у вас всегда должны быть резиновые сапоги или другая обувь. -Прежде чем вы отправитесь покорять бездорожье, как следует изучите геометрию днища автомобиля. Запомните расположение наиболее уязвимых частей автомобиля: топливного бака, картера, мостов и коробки передач, чтобы не повредить их о камни, пни или какие-либо другие препятствия. -Преодолевая рытвины, не забывайте о том, что изрытый канавами участок пути может оказаться еще и скользким. Из-за пробуксовки вы можете не успеть выровнять колеса к тому моменту, когда они получат сцепление с поверхностью, а это приведет к потере контроля над курсом автомобиля. Автомобили Range Rover, Range Rover Sport и Discovery 4 оснащены индикаторами угла поворота передних колес, которые помогут вам в такой ситуации. Познакомьтесь также с другими советами от Land Rover.