Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Калейдоскоп

Кавказ с Subaru Forester: для лучших в мире мест

30 апреля 2014
Как по волшебству перед тобой вырастает белоснежная Кавказская горная гряда, самая высокая в Европе, во главе с Эльбрусом, царем гор. Красота настолько нереальная, что даже непонятно, почему здесь только мы. И наш Subaru Forester.
Строки «Кавказ подо мною...» Пушкин, конечно, должен был писать именно здесь. Самый высокогорный в России перевал, куда можно забраться на автомобиле - Маринский, что на пути из Кисловодска в Карачаевск. Я сижу за рулем белоснежного 2,5-литрового Subaru Forester 2014 года выпуска. Больше всего он напоминает джинсы - в них можно влезть в начале недели и не вылезать до конца: и на работу, и в ресторан, и на природу. Собственно, на мне сейчас как раз джинсы, я на работе, и мне предстоит, стартуя из дилерского центра «Субару Центр Ростов-на-Дону», добраться до живописных ущелий Карачаево-Черкесии и вернуться обратно. Forester для этой задачи подходит идеально: просторный, экономичный, одинаково хорош как на скоростной трассе «Кавказ», так и на горных грунтовых дорогах. Добавим сюда практичный кожаный салон - полезная опция для трех мужчин, вынужденных почти все четыре дня путешествия провести внутри автомобиля. В багажник без труда влезают четыре рюкзака, два штатива и квадрокоптер. Причем влезают, не загораживая заднее стекло. Регулирую сиденье, как меня учил мой инструктор по ралли: чтобы сидеть выше и с прямой спиной. Обзор - на пять с плюсом. И в предыдущем Forester’е с ним было все в порядке, но в обновленном боковые зеркала переехали на двери, ликвидировав мертвые зоны обзора. Огромный стеклянный люк на крыше усиливает ощущение, что сидишь в большом аквариуме. Все элементы управления на привычных местах, нажимаю кнопку «Start Engine», в путь. В очередной раз удивляюсь себе, до последнего отдававшему предпочтение механической трансмиссии. Сам себе кажусь таким же анахронизмом, как и третья педаль в салоне. Давлю педаль газа, и автомобиль начинает плавно и удивительно комфортно ускоряться. Оказывается, в новом Forester’е стоит не традиционный автомат, а вариатор, причем, не клиноременный, а клиноцепной со стальной наборной цепью Luk, что должно обеспечить фантастический ресурс. Первый деньпрошел в монотонном перегоне из Ростова-на-Дону в Минеральные Воды. Большая часть пути пришлась на ночь, причем по второстепенным дорогам, на которые нас увел навигатор. Приличный асфальт периодически пропадал, уступая место проселкам, впрочем, пассажиры этой разницы не замечали. Forester уверенно проглатывал неровности, заполняя салон негромким шуршанием шин. Мощный ксенон фар простреливал шоссе почти до горизонта, делая ночное вождение неутомительным занятием. Следующий день оказался гораздо интереснее. Наш путь пролегает через одно из самых красивых мест в России - Маринский перевал, который разделяет Кисловодск и Карачаевск. После монотонной езды по равнинам виды Кавказского хребета бодрят не хуже крепкого кофе. С высоты 2187 метров открывается фантастическая панорама самого высокого в Европе Кавказского хребта, по которой, как по учебнику, можно изучать все величайшие Кавказские горы во главе с белоснежным Эльбрусом. Пройдя перевал, мы попадаем в пасторальные предгорья - с овечками, пасущимися лошадьми и изредка проскакивающими на гребне всадниками, как с картинки далекого XIX века. Хочется присоединиться к ним, и мы сворачиваем с асфальтовой трассы. Пастбища и почти английские лужайки, тщательно подстриженные овцами, защищены от автомобилей кюветами, но «леснику» с постоянным полным приводом и внушительным 22-сантиметровым дорожным просветом они не преграда. Тем более что для бездорожья в Forester’е предусмотрен специальный режим, включающийся кнопкой X-Mode. Регулируя параметры работы двигателя, бесступенчатой трансмиссии Lineartronic, систем полного привода и динамической стабилизации, Х-Mode позволяет водителям с любым опытом вождения в полной мере воспользоваться внедорожными качествами Subaru Forester. Незаменимой эта кнопка становится и при спуске с крутых холмов - режим X-Mode включает в себя систему, помогающую автоматически поддерживать постоянную скорость при спуске с уклона. Горы растут прямо на глазах, и мы минуем Теберду - границу Тебердинского биосферного заповедника, входящего в Международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. В самом конце ущелья - старейшая в России туристическая база, основанная в 1921 году, Домбай. Каждое кавказское ущелье обладает своим микроклиматом, который, в свою очередь, определяет уникальный набор растений. На сравнительно небольшой территории заповедника произрастает 1260 видов высших сосудистых растений, 470 видов мохообразных, более 300 видов лишайников, более 100 видов наземных водорослей и 500 видов грибов. Из них 272 вида являются эндемиками Кавказа, 26 видов занесены в Красную книгу России. Визитная карточка домбайского ущелья - гигантские кавказские пихты, образующие сказочные леса, прорезанные горными речушками и ручьями. Архызское ущелье, расположенное неподалеку, гораздо шире и светлее, преимущественно сосновое. Восточнее нависает самая высокая вершина Домбая - Домбай-Ульген (4046 м), что в переводе с карачаевского - «место, где погиб зубр». Отвесные Домбайские горы и сейчас, за исключением небольшого куска, освоенного горнолыжниками, почти непроходимы, благодаря чему там и сохранилась природа в почти первозданной неприкосновенности. На обратном пути мы заскочили в Архызское ущелье. Еще пару лет назад тут был богом забытый поселочек с условной дорогой. Сейчас сюда ведет скоростная дорога, а сразу за Архызом вырос вполне европейский горнолыжный курорт с современными подъемниками. Очень убедительный ответ на вопрос: куда ушли деньги, выделенные региону. Надышавшись прозрачным, как вода местных горных речушек, горным сосновым воздухом, мы поворачиваем обратно. Не удержавшись, однако, свернуть к ближайшему ледяному ручью напиться. Вода, действительно, минеральная! Все время за рулем Subaru Forester я ловил себя на мысли, что не хочу расставаться с машиной. Непритязательный атмосферный 2,5-литровый двигатель, потребляющий 92-й бензин (что немаловажно в наших путешествиях), радовал и мощностью, и отсутствием вибраций, и расходом топлива - 8-10 литров на сто километров, что для холмисто-горной местности просто отлично. Управляемость и динамика без нареканий - сказываются раллийные корни. Проходимость великолепная. После четырех дней за рулем Subaru Forester я не отказываюсь от своего сравнения «удобный, как джинсы». Только хочу добавить: очень хорошие джинсы, просто отличные. Автомобиль предоставлен: «Субару Центр Ростов-на-Дону».