Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Калейдоскоп

Край незаходящего солнца

01 октября 2013
Наше путешествие начиналось с желания сделать кадр с изображением навсегда застывшего на небосклоне незаходящего солнца. Оказываясь здесь, понимаешь, что, кажется, древние называли Гипербореей именно эти места, где зимой царит вечная ночь, а летом не бывает закатов. Мы отправились на полуостров Рыбачий, где полярный день длится максимально долго.
Автомобиль предоставил Ауди Центр Мурманск. Светить везде. Нас привлекла не только суровая красота природы Рыбачьего, этот полуостров - сосредоточенье сразу нескольких географических и исторических рекордов. Самая северная точка европейской России, но омываемая теплым Нордкапским течением, круглый год не дающим замерзать морской воде у побережья. До самых недавних пор место, из-за своей близости к государственной границе закрытое для штатских, а сейчас в своем безмолвии готовое поделиться с вами немыслимо сконцентрированной энергией героического прошлого норвежцев, саамов, поморов, русских, финнов, - всех, когда-то селившихся здесь. После пересечения границы с иным миром. Воспоминания о первых часах на Рыбачьем теперь, как любимое кино, можно пересматривать с любого места, каждый раз проживая экранное время заново. Спустя полчаса после того, как мы добрались до полуострова, мы, чувствуя, как становимся персонажами из «Сталкера», осторожно движемся к западу. Когда, въехав на вершину очередного холма, мы вышли из автомобиля полюбоваться причудливой геометрией местных валунов, прямо перед нами открылось бездонное море, поглощающее и звуки, и мягкий песок отмелей, и наши представления о Рыбачьем, оказавшиеся несравненно беднее фантасмагорической реальности. Волны катились куда-то вниз, навсегда исчезая в хтонических безднах, а глинистые сланцы на спуске к океану демонстрировали непрерывный калейдоскоп из скользких водорослей, усыпавших скалы, и миллионами лет проектировавшихся потоками воды сложнейших узоров под ногами. Под ногами было и еще кое-что - мы не сразу поняли, что идем по сотням скелетов морских ежей, образующих что-то наподобие ковровой дорожки! Секреты арктической навигации. В подобном северном путешествии особенно хорошо осознаешь преимущества системы полного привода, особенно, если это технология постоянного полного привода quattro® - та, что используется на нашем автомобиле Audi Q7. Через пару дней после начала экспедиции всем нам было уже ясно, что дорог в понимании городского человека здесь нет и в помине. Если километров сто от Мурманска до поворота на Рыбачий еще можно преодолеть по трассе на Киркенес, то дальше сплошной оффроуд. Благо бортовая навигационная система Audi Q7 безупречно работала на этих дорогах, которые, порой, трудно было различить даже взглядом. За спинками второго ряда сидений у нас 2 палатки, 4 спальных мешка, 2 рюкзака с фотоаппаратурой и еще 4 - с личными вещами, фото- и видеоштативы, две канистры с бензином (заправок на Рыбачьем нет), недельный запас продуктов, коптильня, уголь и щепа. К нашему счастью, все это умещается в просторном багажном отделении Audi Q7. В традиционном смысле «жить» на Рыбачьем можно либо в палатках, либо на единственной базе «Большое Озерко» - кучке деревянных домиков с минимальными удобствами. Зато какая там рыбалка! Главный источник белка. Между Рыбачьим и материком расположен полуостров Средний, который гораздо более доступен и проходим. По выходным туда выдвигается чуть ли не все дееспособное мужское население Мурманска - отдыхать и рыбачить. К тому же мы попали в разгар нереста семги и горбуши. В устьях многочисленных речушек невооруженным взглядом видно, как семга выпрыгивает из воды. Главный источник белка на ближайшие дни у нас пикша - северная рыба из семейства тресковых. Для ее ловли не требуется никаких навыков. Все, что нужно - лодка, прочная леска и местная блесна, которая изготавливается из крючка-тройника и обрезка лыжной алюминиевой палки, играющей роль блесны. Где над водой больше всего чаек, там и эпицентр. За полчаса - 61 штука, более 14 кг! Поймали бы и больше, но в залив зашли дельфины, взяв косяк пикши в клещи и устроив для себя рыбный день. От прилива до отлива. Мы стараемся двигаться крайне осторожно - средняя скорость нашего путешествия по Рыбачьему - 17 км/ч. Только в отличие от столицы тут за сутки можно не встретить ни одного автомобиля. По бокам видишь ржавые остовы военной техники и вымершие военные базы. Но где-то есть и обитаемые - нам навстречу проскочила пятерка БТРов. По дороге произошла встреча со Скорбеевским - заброшенным поселком. Был бесконечный путь через центральную часть полуострова обратно на Средний, к хребту Муста-Тунтури. В этом пути хорошо себя проявила адаптивная пневматическая подвеска нашего Audi Q7. Она практически полностью устраняет поперечную раскачку кузова при движении по прямой и продольную раскачку кузова в поворотах. Кроме того, заметно улучшает курсовую устойчивость, но нам сейчас важнее то, что всего одним движением селектора мы можем максимально увеличить клиренс - с 17 см до 28 см. Все время, пока мы колесили по Рыбачьему, подвеска оставалась только в этом положении! Во многих местах на полуострове дороги идут, то исчезая, то появляясь снова вдоль побережья, выходя к самому берегу, исполосованному маленькими, но коварными речушками. За считанные часы они способны превратиться в непроходимые реки. Поэтому все наше путешествие подчинено расписанию приливов-отливов. Первый - в 7-8 утра, и в это время нужно проскочить как можно дальше, форсировав мелкие ручейки. Все броды тщательно фотографируются, а при необходимости и маркируются на случай, если возвращаться придется в прилив. Следующий отлив в 16.00, лучшее время для возвращения. Впрочем, день или ночь - нам безразлично - сейчас разгар полярного лета. На фотографиях Рыбачьего не видно ветра. Мощный и первобытный, он пронизывает насквозь, загоняя нас снова в салон Audi Q7. И двери автомобиля надежно закрывают нас от резких порывов ветра. В этих суровых местах наш Audi Q7 на летних асфальтовых шинах смотрелся пришельцем из другого мира. Однако медленно, но верно, он въезжал на перевалы, преодолевал броды, карабкался на овраги без всякой помощи (да и откуда ей быть!). Он делал это надежно и уверенно, окружая съемочную группу невиданным для этих мест комфортом.