№ 1 (10)

Март – апрель

Russian Traveler №1(10) 2024

Цена полета на Марс – слабоумие. Правда ли это?

Фото: NASA

У будущих колонизаторов Марса есть веский повод задуматься о целесообразности своей затеи.

Воздействие космоса на организм человека изучается на протяжении всей космической эры. И пока технические специалисты работают над подготовкой пилотируемого полета на Марс, медики предупреждают о его опасности.

Космос нельзя назвать дружелюбным местом для человека: наша физиология не приспособлена для жизни в отсутствие гравитации. Мышцы тела, включая глазные и сердечные, в космосе будут нагружены в значительно меньшей степени, чем на Земле, поэтому они начнут атрофироваться. Кости, лишившись привычной нагрузки, начнут истощаться и разрушаться. И еще одной проблемой является жесткая солнечная радиация. Изучению именно этого аспекта посвятили свои усилия ученые из Калифорнийского университета. На примере подопытных мышей специалисты выясняли влияние высокоэнергетических частиц на мозг.

Фото: Kevin Gill / Flickr

Эксперименты проводились в Космической радиационной лаборатории NASA. Животных облучали частицами ионизированного кислорода и титана: именно такому воздействию подвергнется человек во время длительного пребывания в космическом пространстве. Подведя итоги через шесть месяцев после начала эксперимента, ученые зафиксировали наличие ряда воспалительных процессов в мозге, а также серьезное повреждение нервных клеток. Это привело к тому, что мыши значительно хуже справлялись с тестами на память и обучение.

Одновременно у них усилилась тревожность, а поведение стало беспокойным. Подобные эффекты наблюдается у пациентов с опухолью мозга, проходящих радиотерапию. Результаты исследования подтвердили выводы, известные науке и ранее. Ученые давно ищут пути защиты космонавтов от потоков частиц солнечной радиации. Сегодня предлагается несколько вариантов решения этой задачи; в их числе — создание особых защитных материалов для корпуса и разработка магнитного щита. Космонавты, работающие на Международной космической станции, защищены от солнечного излучения магнитосферой Земли, но и их организмы в той или иной степени испытывают последствия космического полета.

Результаты исследования подтвердили выводы, известные науке и ранее. Ученые давно ищут пути защиты космонавтов от потоков частиц солнечной радиации. Сегодня предлагается несколько вариантов решения этой задачи; в их числе – создание особых защитных материалов для корпуса и разработка магнитного щита. Космонавты, работающие на Международной космической станции, защищены от солнечного излучения магнитосферой Земли, но и их организмы в той или иной степени испытывают последствия космического полета.