Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Миссия на Марс

Полет на Марс грозит космонавтам слабоумием

Партнерский материал
14 декабря 2016
/upload/iblock/1f8/1f8a3dc3d480a821182c72e2c52520c9.jpg
Фото: NASA
Воздействие космоса на организм человека изучается на протяжении всей космической эры. И пока технические специалисты работают над подготовкой пилотируемого полета на Марс, медики предупреждают о его опасности.
Космос нельзя назвать дружелюбным местом для человека: наша физиология не приспособлена для жизни в отсутствие гравитации. Мышцы тела, включая глазные и сердечные, в космосе будут нагружены в значительно меньшей степени, чем на Земле, поэтому они начнут атрофироваться. Кости, лишившись привычной нагрузки, начнут истощаться и разрушаться. И еще одной проблемой является жесткая солнечная радиация. Изучению именно этого аспекта посвятили свои усилия ученые из Калифорнийского университета. На примере подопытных мышей специалисты выясняли влияние высокоэнергетических частиц на мозг. С итогами научной работы можно ознакомиться в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports. Эксперименты проводились в Космической радиационной лаборатории NASA. Животных облучали частицами ионизированного кислорода и титана: именно такому воздействию подвергнется человек во время длительного пребывания в космическом пространстве. Подведя итоги через шесть месяцев после начала эксперимента, ученые зафиксировали наличие ряда воспалительных процессов в мозге, а также серьезное повреждение нервных клеток. Это привело к тому, что мыши значительно хуже справлялись с тестами на память и обучение. Одновременно у них усилилась тревожность, а поведение стало беспокойным. Подобные эффекты наблюдается у пациентов с опухолью мозга, проходящих радиотерапию. Результаты исследования подтвердили выводы, известные науке и ранее. Ученые давно ищут пути защиты космонавтов от потоков частиц солнечной радиации. Сегодня предлагается несколько вариантов решения этой задачи; в их числе — создание особых защитных материалов для корпуса и разработка магнитного щита. Космонавты, работающие на Международной космической станции, защищены от солнечного излучения магнитосферой Земли, но и их организмы в той или иной степени испытывают последствия космического полета.
/upload/iblock/a41/a41b76dd71a61531b048f6e030814acd.jpg