Журнал №190, июль 2019

Самая большая дельта Европы

Текст: Андрей Журавлев Фотографии: Андрей Каменев
26 июля 2012
/upload/iblock/7fd/7fd31550b56b8a752c155d49bea35d24.jpg
Совместная с Canon экспедиция российского National Geographic в Астраханскую область состоялась в пору цветения лотосов.
Экзотический для наших мест лотос чудом сохранился в дельте Волги, довольно далеко от основной области своего распространения. Ученые до сих пор спорят, уцелел ли лотос здесь со времен динозавров или его семена уже в исторические времена принесли с собой паломники индуисты и буддисты, для которых он является священным растением.

Кстати, настоящий – священный, или орехоносный, – лотос, который распространен в Южной и Юго-Восточной Азии (а его единственная разновидность – желтый лотос – в Америке), не следует путать с так называемым египетским лотосом. Последний является водяной лилией, цветка из совсем другой группы растений, а настоящий лотос – родственник могучего платана.

Последние сто лет лотосовые «поляны» заботливо сохраняют люди из Астраханского государственного природного биосферного заповедника. Отсюда этот цветок широко распространился в низовьях дельты, и полюбоваться его цветением в июле и августе в дельту Волги съезжаются многочисленные туристы, как на цветение сакуры в весенней Японии.
/upload/iblock/067/067460c40e80607311e8a84d9deb6353.jpg

Ныне лотосовые «клумбы» занимают свыше 5 тысяч гектаров только на акватории Астраханского заповедника. Вместе с лотосом заповедник оберегает множество других интересных и красивых водных растений и птиц, не говоря уж о знаменитых рыбных запасах Нижней Волги. С заповедных участков птицы в последние годы расселяются по другим территориям дельты.
/upload/iblock/9e5/9e535daaf78d5db2580b46649dd7f335.jpg

Лебедь-шипун – одно из самых тяжелых животных, способных бегать по воде, используя силы поверхностного натяжения. Редких прежде лебедей-шипунов стало столько, что на них решили объявить охоту вместо почти исчезнувших гусей. Однако, сколько бы их ни было, охота на прекрасную и легендарную птицу, пусть даже законная, вряд ли может считаться морально оправданной.
/upload/iblock/39c/39c824407ace7c1adc2a3420859270ae.jpg
Ерики с уцелевшими после тростникового пожара ивами облюбовали колонии большого баклана. Пока же птичье многоголосье царит над дельтой Волги круглые сутки, дневных птиц сменяют сумеречные. Ведь эта дельта, действительно, самая большая в Европе – 15 тысяч квадратных километров. Для сравнения, следующая за ней дельта Дуная уступает по площади в четыре раза.