National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Сычуань: край чудес

Чем занимаются панды на воле

Мария Старцева
13 мая 2015
/upload/iblock/6d8/6d86072826900b773c6a4c99276d4d65.jpg
Информации, которую удалось собрать за два года наблюдений над пятью особями, пока явно недостаточно. Но уже сейчас очевидно, что большие панды – не то, чем они кажутся.
Фото: Андрей Каменев.
Исследователи опровергли несколько стереотипов о больших пандах.
В зоопарках они едят бамбук и спят, просыпаются и снова едят бамбук, чтобы потом поспать еще... Что большие панды делают на воле, когда гуляют сами по себе? Малочисленность этих животных всегда затрудняла наблюдение за ними в дикой природе. Ситуацию осложнял запрет на использование для панд ошейников с GPS-передатчиками, действовавший в Китае более 10 лет. Вскоре после его отмены, в 2010 году, зоологи из Мичиганского государственного университета с помощью китайских коллег из резервата Волун в провинции Сычуань надели GPS-ошейники на четырех самок – Лонг Лонг, Пань Пань, Мей Мей и Джон Джон – и одного самца по кличке Чуан Чуан. Два года панды бродили по лесам и горам Волуна, а информация передавалась с ошейников в компьютеры исследователей. Данные опубликованы совсем недавно, и они развенчивают целый набор стереотипов. Панды медлительны и малоподвижны? Неверно! Каждое животное в течение года кормится на 20–30 участках, богатых бамбуком, регулярно перемещаясь от одного к другому. Панды не слишком сообразительны? Неверно! Ученые выявили закономерность в посещении зон кормления: звери не забывали возвращаться в каждую из них в среднем раз в полгода – очевидно, чтобы дать бамбуку подрасти. Панды – одиночки? Опять неправда! Оказалось, что траектории трех животных – Пань Пань, Мей Мей и самца Чуана Чуана – пересекались на несколько недель осенью. Особый интерес вызывает тот факт, что три панды общались задолго до брачного сезона, который наступает весной. Материал подготовлен совместно с Управлением по делам туризма провинции Сычуань.