Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Калейдоскоп

Сочи: граница лета и зимы

02 декабря 2013
Только здесь жаркое лето соседствует с зимои?, и курорт в субтропиках является столицеи? Олимпии?ских зимних игр. Только здесь за пару часов можно совершить путешествие на миллионы лет в прошлое. Черноморскии? Кавказ – территория, где особенно заметна относительность климата, времени и пространства.
Автомобиль предоставил «Ауди Центр Кубань». Жить бы в Сочи. Эта уникальная климатическая область России почти не имеет аналогов и в остальном мире. Влияние моря и удачная конфигурация горных хребтов и ущелий создают условия и для курортного отдыха на «кавказской Ривьере», и для проведения Олимпии?ских зимних игр на великолепных горнолыжных трассах, расположенных на краснополянских склонах. Добавив к этому субальпии?скую и альпии?скую растительность и реликтовые леса, понимаешь, почему Черноморскии? Кавказ с 1999 года внесен в список объектов Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Вечное движение. Величественные и труднодоступные, Кавказские горы – продукт тектоническои? активности, десятки миллионов лет назад породившеи? Альпы и Гималаи. Кажется, что тут царит абсолютныи? покои?, но на самом деле Кавказ – это арена постоянного соперничества колоссальных созидательных и разрушительных сил природы. Здесь сталкивались тектонические платформы и извергались вулканы, воздвигая новые формы рельефа, а поверх него грандиозные ледники и бурные реки вычерчивали борозды, мало-помалу уничтожая ранее созданное. Это противоборство продолжается до сих пор, и даже для специалистов здешнии? ландшафт представляет собои? проблему. Для путешественников – тоже. Как добраться до жемчужин Черноморского Кавказа с максимальным комфортом? Эту задачу наша команда решала с помощью автомобиля Audi Q7, предоставленного Audi Russia – Генеральным партнером XXII Олимпии?ских зимних игр в Сочи 2014. Где же еще проверить на прочность спортивныи? дух Audi, если не в столице Олимпиады – месте, в котором сам воздух пропитан предчувствием грандиозных событии?? Мокрейшее место страны. На Сочинских пляжах +25оС, бархатныи? сезон, в Адлере и на Краснои? Поляне в разгаре финальныи? этап олимпии?скои? строи?ки – здесь жарко, шумно, людно. Нам же хочется туда, где почти нет машин и людеи?, туда, где на вершинах лежат льды и снега, где воздух свеж и прозрачен. Здесь это реально: ближаи?шии? «портал» из лета в зиму находится на серпантине, ведущем из Краснои? поляны на хребет Ачишхо. Качество асфальтового покрытия стремительно ухудшается с каждым метром, на которыи? мы удаляемся от цивилизации, и вот за очередным поворотом начинается грунтовка. Мы спокои?ны: в предыдущих экспедициях с Audi нам попадались дороги и поэкстремальнее. Впрочем, в горы мы еще не поднимались, тем интереснее будут ближаи?шие километры. Состояние грунтовки приличное, впрочем, местами попадаются размывы. Неудивительно: климат в раи?оне хребта Ачишхо очень влажныи?, а годовое количество осадков достигает 3200 миллиметров. Еще 80 лет назад знаменитыи? исследователь Кавказа Юрии? Ефремов справедливо назвал Ачишхо «мокреи?шим местом в стране». Количество солнечных днеи? в году не превышает здесь 60–70. Словно в подтверждение этим выкладкам, через несколько минут заряжает дождь. Все логично: где-то на полпути от лета к зиме должна же быть осень! Бумажное шоссе. Дождь усиливается, и мы немного сбавляем темп – осторожность никогда не повредит. Впрочем, технология постоянного полного привода quattro®, как всегда, на высоте. При малеи?шеи? пробуксовке межосевои? дифференциал мгновенно перебрасывает крутящии? момент на ту ось, которая имеет лучшее сцепление с дорогои?. Даже несмотря на приличные габариты, Audi Q7 очень уверенно чувствует себя на серпантине. Чувствуется спортивныи? характер автомобиля – и это неудивительно. Спорт – одна из составляющих ДНК Audi. Достаточно вспомнить, что технология quattro®, созданная более 30 лет назад, была впервые опробована в мотоспорте и принесла Audi много громких побед. Несмотря на дождь, мы успеваем любоваться окружающими нас красавцами буками, которыми поросли склоны хребта. Листва по-летнему зелена, но термометр показывает постепенное снижение температуры «за бортом»: только что было +20оС, а сеи?час холоднее почти на 10 градусов... То ли еще будет! По мере подъема лес редеет, в просветах появляется небо – по-осеннему серое, холодное, тяжелое. Мы преодолеваем отметку 1200 метров над уровнем моря. Подумать только – пару часов назад море плескалось рядом с нами... Вдруг, словно по команде, дождь прекращается, небо светлеет, а через пару минут мы проезжаем последние лесистые участки. Впереди – субальпии?ская зона: высокогорные луга, раскинувшиеся на высоте 1700 метров и выше, а также вереница небольших красивых озер, разбросанных по хребту Ачишхо. Мы – на границе сезонов, между летом и зимои?. Перед нами – головокружительныи? панорамныи? вид на долину реки Мзымта, где раскинулся курорт Красная Поляна. Напротив, чуть выше линии облаков – заснеженные вершины хребта Аибга. Теперь понятно, почему в конце XIX века на Ачишхо планировали построить Императорскии? охотничии? дворец. Знаменитыи? строитель местных дорог инженер Константинов даже подготовил проект шоссе к будущему дворцу. Его в итоге построили, но ниже, в Краснои? Поляне – а шоссе осталось только на бумаге. Впрочем, с Audi Q7 нам комфортно и на грунтовке. Хочется задержаться здесь, но надо двигаться вперед. Вскоре серпантин сменяется прямои? дорогои? вдоль хребта, чтобы напоследок вновь круто забрать вверх. Здесь, в раи?оне живописных озер Хмелевского, дорога кончается. И начинается зима. Мы одним махом «перепрыгнули» из одного сезона в другои?. Увидеть лес за деревьями. Воодушевленные успехом вылазки в горы, на следующии? день мы держим путь в каньон реки Восточная Хоста. Близ села Красная Воля снова съезд на грунтовку, и уже через километр мы достигаем цели. Смотровая площадка, шлагбаум, табличка гласит: Сочинскии? национальныи? парк, ущелье «Белые скалы». На дне ущелья река пробила путь в толще известняка. Местами высота стенок достигает 17 метров при ширине всего 3–4 метра. Водопады, перекаты, тихие купели – но, чтобы увидеть реку, нужно спуститься по 600-метровому склону в теснину, поросшую фантастическим, нездешним лесом. Буи?ная девственная зелень – тисы, самшиты, лианы, иглицы и папоротники – прямые потомки растении?, живших в Европе в эпоху плиоцена миллионы лет назад. Череда ледниковых периодов уничтожила древние теплолюбивые леса, и лишь ничтожная их часть сумела выжить, теснясь в ущельях. Реликтовые тисо-самшитовые рощи – это маленькое чудо здешнеи? природы. Немного опьяненные воздухом заколдованного леса, мы выбираемся из ущелья, где провели три часа. Наш белоснежныи? Audi Q7 на фоне доисторическои? зелени выглядит сияющим гостем из будущего. Будущего, которое уже наступило. ...Мы спускаемся с гор с необыкновенно приятным чувством превосходства. Это чувство сродни тому, что испытывает спортсмен, преодолевшии? очереднои? рубеж, поставившии? новыи? рекорд. Мы тоже преодолели – перепады высот и температур, собственную усталость – и были вознаграждены красотами окрестностеи? Сочи, города будущих спортивных побед.