Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Калейдоскоп

Volvo Ocean Race: красивое завершение 20-летней легенды

Партнерский материал
11 января 2019
/upload/iblock/ffe/ffe3a5b56084cbe85b3b7dcc4f072d78.png
Фото: www.volvooceanrace.com
/upload/iblock/39e/39e710f7b84b90c701f57ac1cca5db59.jpg
Фото: Pixabay
/upload/iblock/c28/c2862565175503cf22c106b09b9f1b25.png
Фото: www.volvooceanrace.com
/upload/iblock/b22/b227423fac9607389975fb9863cfd267.png
Фото: www.volvooceanrace.com
/upload/iblock/6bf/6bf7fedfd54e1a0f7581e35b15aa0cb9.png
Фото: www.volvooceanrace.com
/upload/iblock/335/335d839f431a9398bfddc4316fd675aa.png
Фото: www.volvooceanrace.com
2018 год стал знаковым для парусного спорта: весной в порту Гааги в последний раз финишировала Volvo Ocean Race. Nat-geo.ru подводит итоги огромного пласта в жизни мирового яхтинга и рассказывает, что ждет главную командную кругосветку в будущем.
История этой регаты началась 45 лет назад. Тогда, в 1973 году, она называлась Whitbread Round The World Race, по имени своего спонсора-основателя. В первой регате приняло участие 17 разнокалиберных яхт, укомплектованных 167 непрофессиональными яхтсменами. Около 3000 лодок-зрителей вышли на первый в ее истории старт, ставший событием мирового уровня. По мере развития регаты рос и уровень ее участников. И всего несколько гонок спустя она превратилась в самое сложное и почетное соревнование для профессионалов.

В 1997 году компания Volvo становится сначала спонсором, а чуть позднее и владельцем регаты. И в 2001 году гонка стартует уже под именем Volvo Ocean Race, ознаменовав начало нового этапа в жизни мирового парусного спорта.

Взявшись за штурвал, Volvo решила уравнять шансы участников: если на первых порах участники выходили на старт на яхтах разных классов, то в новой концепции организаторы гонки свели все к единому знаменателю, начав допускать до регаты исключительно яхты одного класса, а затем и вовсе одного проекта (единой конструкции). Таким образом родилась принципиально новая идеология: в регате Volvo Ocean Race побеждает не техника, а воля и мастерство, рождающиеся и проявляющиеся в преодолении себя и стихии через силу характера и командный дух.

Новая философия вкупе со сложнейшим маршрутом привлекли колоссальный интерес СМИ и крупнейших представителей деловой среды со всей планеты. Участие в регате мирового уровня всегда было свидетельством принадлежности к элите мирового бизнеса для спонсора. Ведь стоимость одной только лодки составляет семизначные суммы в твердых валютах, а ее содержание, экипировка и зарплата команды, – это отдельная и не менее емкая статья расходов.

Количество команд годами варьировалось от 7 до 10, но правила до поры  оставались неизменными:

  • экипаж состоит из 9 человек: Skipper (шкипер, он же лидер команды), Watch Leader (вахтенный помощник), Bowman (баковый), Navigator (штурман), Trimmer (шкотовый), Driver (рулевой), Boat Captain (помощник шкипера), Pit (матрос в кокпите) и фотограф-корреспондент,

  • все лодки абсолютно одинаковые по своему оснащению и конструкции, управление лодкой происходит только под силой ветра и работы команды,

  • у каждой лодки на борту есть двигатель, дизель-генератор Volvo Penta, но он задействован только для электрификации судна, управления внутренними системами, в т.ч. навигацией.

В последнем сезоне организаторы внесли изменения в пункт о составе участников: теперь на яхте могло быть от 7 до 11 человек:

а) 7 мужчин;

б) 7 женщин и 1 (2) мужчины;

в) 7 мужчин и 1 (2) женщины;

г) 5 мужчин и 5 женщин;

д) 11 женщин.

Перемены были обусловлены борьбой за равноправие полов. По словам побеждавшего на VOR яхтсмена Яна Уокера, идти всемером на яхте Volvo Ocean 65 в океане крайне сложно, а соревноваться с командами из 8-9 человек – еще сложнее. В результате командам пришлось пойти на создание смешанных экипажей и привлекать женщин-яхтсменов. А для них участие в этой регате – замечательная школа.

/upload/iblock/d71/d711959cbdbf0c3c59e289336fbc56e3.png
www.volvooceanrace.com

Ежедневный жизненный цикл экипажа расписан по минутам и состоит из следующих этапов: 4 часа несение вахты (активное участие в управлении яхтой), 2 часа «standby», то есть режим помощи коллегам на вахте, а также вычерпывание воды, уборка, устранение механических повреждений), 2 часа заслуженного сна. И далее по кругу. Еда на борту только сухая и замороженная – это экономит место и вес, что крайне важно в условиях борьбы против точно таких же лодок-конкурентов. Каждый член экипажа тратит от 5 то 7 тысяч калорий в день и за один этап гонки (2-3 недели) теряет около 12 кг веса.

В ходе регаты командам приходится преодолевать не только объективные трудности, как буйство стихии и физические лишения. В ходе одной из гонок пришвартовавшуюся на краткий отдых команду атаковали пираты и забрали двигатель, вынудив команду сняться с соревнований. Отдельная история – трудности психологического характера. Представьте себе 9 месяцев в Мировом океане в более чем ограниченном пространстве, в компании одних и тех же людей, с которыми ты делишь ответственность за общий успех – и полное отсутствие приватности.

/upload/iblock/ce6/ce61590c5ab034ef58a7458fd2a8b49d.png
www.volvooceanrace.com

Главный вопрос, возникающий у всех, кто впервые слышит о Volvo Ocean Race: что движет этими людьми? Ради чего 9 человек бросаются на 9 месяцев в настоящую мясорубку, из которой кто-то из них, возможно, никогда не вернется домой? Ответ прост: для того, чтобы испытать себя. Понять, на что ты по-настоящему способен.

За годы существования регаты маршрут неоднократно менялся ввиду климатических и политических факторов, но в сезоне 2017/2018 был установлен рекорд. Общая протяженность этапов составила 83 000 км, преодолевая которые команды пересекли четыре океана и посетили пять континентов.

/upload/iblock/74f/74ff5747eae530fbd2470552bf75f0f2.png
www.volvooceanrace.com

Последним чемпионом в истории Volvo Ocean Race стала Dongfeng Race Team, которая хотя и шла под китайским флагом, управлялась опытнейшим французским шкипером Шарлем Кодрелье. Успех DRT получился по вполне голливудским лекалам. Команда – бронзовый призер сезона 2014/15 замешкалась на стартовых этапах и, казалось, уже не помышляла о попадании в тройку, но затем постепенно отыграла гандикап, а на 11-м этапе, за счет нестандартного решения Кодрелье, пошедшего принципиально другим маршрутом по сравнению с остальными экипажами, и вовсе стала первой, что позволило ей победить и в общем зачете.

(листайте фото с помощью стрелки справа)

/upload/iblock/10f/10f891d5fefb1354fd4e3c9c82313a39.jpg
Фото: Олег Никитин
/upload/iblock/012/012d5ee405a38fd2ab791d30223ac453.jpg
Фото: Олег Никитин
/upload/iblock/828/8285ef59d8f759214054288abfabd00f.png
Фото: www.volvooceanrace.com

По окончании регаты в Гааге прошел фестиваль Volvo Ocean Race, который не только собрал тысячи поклонников парусного спорта, но и стал настоящим семейным праздником. В интерактивном павильоне Volvo можно было узнать подробности маршрута, историю гонки, биографии членов экипажа (по многим из которых можно писать книги), почувствовать себя яхтсменом в 3D-симуляторе, нарисовать маршрут гонки, управляя ковшом экскаватора Volvo – и многое другое. Глядя на количество людей, посетивших фестиваль, понимаешь, сколько на самом деле фанатов этого, на первый взгляд, эксклюзивного и привилегированного вида спорта.

(листайте фото с помощью стрелки справа)

/upload/iblock/64c/64c00ec8d6dd6f499e5bf807e2d1147e.jpg
Фото: Олег Никитин
/upload/iblock/c36/c36bd81e66a1b0c39add78d5cf6f0ab9.jpg
Фото: Олег Никитин
/upload/iblock/881/881363fe246dd015f239dd7eadcae157.jpeg
Фото: Владимир Белый

Сезон 2017/18 подвел черту под эпохой Volvo – права на проведение регаты перешли к новому владельцу Atlant Ocean Racing Spain S.L.

«Спустя двадцать лет мы чувствуем, что настало время передать проведение этой престижной гонки новому собственнику, имеющему необходимый опыт, возможности и ноу-хау, которые позволят соревнованию достичь еще более высокого уровня. Компания Volvo Cars останется спонсором регаты, причем в следующем сезоне мы сделаем особый акцент на аспектах устойчивого развития и ответственности бизнеса», – сказал Берн Анваль, старший вице-президент Volvo Cars.

/upload/iblock/40b/40bc008cea4e424f81059fdffdaf5024.jpg
Фото: Олег Никитин
/upload/iblock/e81/e81a055c8c160f5e7a916adb7a809005.jpg
На завершении сезона в Гааге внимание к себе приковывали не только яхты, но и фрегат «Штандарт» — точная копия боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году для обороны Санкт-Петербурга, и действующий учебный парусник.
Фото: Олег Никитин

Следующая регата запланирована на 2021–2022 гг. и уже стали известны некоторые подробности. В новом сезоне на старт выйдут два формата яхт: уже известные Volvo Open 65 и лодки класса Imoca 60 – извечные соперники за звание лучшего спортивного болида под парусами, способного преодолеть маршрут вокруг света.

Остается пожелать удачи новым владельцам регаты и надеяться, что их миссия будет не менее значимой, а сами гонки – не менее зрелищными.

Благодарим Volvo Construction Equipment и Владимира Белого за помощь в подготовке материала.