Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

10 негородских путешествий

05 марта 2009
Планируя маршрут для летнего отпуска, мы чаще всего решаем преодолеть его на машине. Между тем занятных транспортных средств куда больше, и каждое сообщает путешествию свой шарм.
1. На лошади по лугам Башкирия Южный Урал – тот случай, когда ландшафт сам подсказывает лучший способ его освоения. Кряжистые прелести этой земли с цветущими склонами и отчаянно высоким небом правильнее всего объезжать верхом, как заповедовали аборигены. Классические маршруты занимают от одного дня, но башкирские лошади столь выносливы и добродушны, что даже новичок сдюжит с ними многодневное путешествие. Часто конная часть похода сменяется водной, а после сплава по уральским рекам можно опять сесть в седло. Есть и сугубо лошадные вояжи. Багаж, как и палатки, еда и снаряжение, едет в машине, а в конце дня в лагере ждет ужин, приготовленный гидами. Есть и маршруты, на которых ночевать предлагают в гостиницах, но если хочется увидеть горно-таежные нетронутые места, лучше выбрать палатку. Девятидневный маршрут по Башкирскому междуречью начинается в Уфе. Первый день отводится на отработку навыков верховой езды, затем – в путь. По дороге стоит посетить карстовый мост Куперля, который при ближайшем рассмотрении оказывается пещерой, подточенной подземной рекой. Соб­ствен­но, пещер на оставшейся части маршрута хватает – до такой степени, что маршрут приобретает спелеологический оттенок. Лагеря разбивают на берегу реки так, чтобы каждый вечер можно было купаться. В последние пару дней можно побродить по заповеднику Шульган-Таш, главным обитателем которого является дикая пчела, по слухам, отличающаяся невероятным трудолюбием. Уж в чем сомневаться не приходится, так это в качестве башкирского меда, и вправду отменнейшего. Как организовать Конные походы – едва ли не самый популярный вид отдыха в этих краях. В Уфе найдется не один десяток агентств, готовых организовать поход. Можно обратиться и в одно из московских агентств (например, www.astravel.ru). 2. На поезде по джунглям Индия Как недавно продемонстрировал фильм «Поезд на Дарджилинг», железная дорога способствует весьма авантюрному переживанию индийской реальности. Попробовать подобное можно со всеми мыслимыми гедонистическими опциями, благо некоторые местные поезда больше похожи на гостиницы-люкс на колесах. Самый известный, с уникальным оформлением вагонов, – Palace on wheels (www.palaceonwheels.net) – был построен для путешествий королевских особ и курсирует между столицей, Агрой и Раджастаном. По Карнатаке можно путешествовать на Golden Chariot (www.thegoldenchariot.co.in), по Махараштре – на Deccan Odyssey (www.deccanodyssey.com). В тарифах и программах есть разница: например, весь путь на Fairy Queen (самый старый действующий паровоз в мире) занимает всего 2 дня и стоит $165 на человека, а 4 дня в Heritage on Wheels (www.heritageonwheels.net) обойдутся в $150–300 с носа. На поезде Deccan Odyssey можно путешествовать от трех до восьми дней. Большинство поездок предполагают сафари, автобусные и лодочные экскурсии. Обычно мероприятия включены в стоимость, и купить можно только весь тур, но в некоторых поездах – например, в Royal Orient – каждые сутки оплачиваются отдельно, с поезда можно сойти, а потом продолжить путешествие на следующем. Как организовать Тур на поезде стоит бронировать заранее на одном из сайтов (www.luxury-train-travel-tours-india.com, www.luxurytrainsofindia.com). Места бывают раскуплены за полгода, но если мысль отправиться в путешествие пришла уже в Индии – стоит по­про­бо­вать удачи в местном турагентстве, они иногда вытворяют чудеса. Заметим, что в стране есть не менее экзотичные и более бюджетные горные и «игрушечные» поезда. Последние представляют собой составы из небольших сидячих вагонов. Они тихоходны, но зато при скорости 30 км/ч можно успеть вдоволь налюбоваться пейзажами. 3. На велосипеде среди гейзеров Исландия Аренда автомобиля в Исландии обходится в фантастические суммы, а автобусы (единственный на острове вид общественного транспорта) отличаются крайней неторопливостью. Поэтому путешествовать по стране в летние месяцы лучше всего на велосипеде. Что касается маршрута, вокруг острова проходит главная и единственная трасса № 1. Покрытие отличное, не считая некоторых участков в восточных фьордах, где случается грунтовка. Маршрут вдоль южного побережья особенно живописен: если следовать из Рейкьявика на восток, то сначала будет видна зона геотермальной активности, о чем возвестят поднимающиеся над склонами столбы пара, затем справа покажутся гигантские зеленые черепахи – острова Вестманнаэйяр, затем величественный водопад Скогафосс, деревушка с крошечными домиками под травяными крышами и красивейшая долина Вик-и-Мирдал с поросшими фиолетовыми люпинами склонами холмов и остриями расставленных вдоль береговой линии каменных глыб. С байком всегда можно свернуть на тропку, недоступную для автомобиля, и наблюдать за изобильной живностью: то дикие лебеди прокурлыкают над самой головой, то полярная куропатка перебежит дорогу. Как организовать Виза оформляется, причем довольно долго, визовым отделом по­соль­ства Дании в Москве (www.ambmoskva.um.dk). Велосипед можно арендовать (в среднем 1500 крон в день) или купить на месте – стоят они довольно недорого. Ночевать можно в палатке на кемпинге или в любой понравившейся долине, около горного ручья или водопада – по исландскому законодательству палатку разрешается разбивать в любом месте, если оно не является частной соб­ственностью. Массу полезной информации можно почерпнуть на сайте Исландского велоклуба (www.mmedia.is/~ifhk/tourist.htm). 4. На собаках по сугробам Гренландия Для туристов поездки на собачьих упряжках – развлечение, а большинство гренландцев таким образом передвигаются чуть ли не ежедневно (другое наземное сообщение в стране отсутствует). Аборигены к своим шарикам и лайкам относятся трепетно: для чистоты породы южнее Полярного круга ездовых собак держать нельзя, а севернее – нельзя держать все остальные породы. Лучший сезон для катания – с мая по конец сентября, хотя в некоторых районах в последние годы снег все же сходит. В южной Гренландии покататься на собаках можно разве что в Тасилаке (от 1200 крон на человека в день). Поэтому для настоящего приключения придется отправиться за Полярный круг. На севере упряжку и гида легко организовать почти в любой деревне. Самое популярное место – Илулисат, он же центр туристической индустрии (на 5000 жителей здесь, например, 10 000 ездовых собак). Неподалеку, на острове Диско, можно кататься среди сюрреалистических пейзажей круглый год. Уманак – совсем уж глубинка (с сильным запахом вяленой рыбы и шкур). Здесь действует запрет на применение мототранспорта в охоте, поэтому дичь бьют на упряжках, а летом – на каяках. Договорившись с проводниками (рекомендуют Лусию Лудвигсен, +299.951.421), стоит отправиться в сафари – сразу к северу от города лежат снежные равнины, где можно проверить ездовые навыки. Там же посреди инеистого поля торчит 1170-метровая красная вершина – самое солнечное место в стране. На востоке для поездок годятся районы вокруг Тасилака. Гид Роберт Перони (www.eastgreenland.de) помогает нанять сведущих аборигенов для охоты, пеших походов и сафари на снегоходах.

Как организовать

Добраться из Европы удобнее всего Air Greenland (от $780) из Копенгагена в Кангерлуссуак, дальше – местными рейсами. Организовать поездки и забронировать жилье можно на www.greenlandholiday.com. 5. На каяке по лагунам Багамы 190-километровая цепочка островов Эксума – это типично карибский коктейль из бирюзового моря, белых пляжей, потайных лагун и скрытых бухт. Предсказуемые пассаты, прозрачнейшая вода и 365 коралловых островов сделали архипелаг раем для каякеров. Особого опыта не требуется – глубина не позволяет крупным судам подходить близко к островам, а значит, в хорошую погоду на мелководье можно освоить юркое каноэ и дальше бесшумно перемещаться от одной бухты к другой в полном одиночестве. Вода на Багамах – чуть ли не самая прозрачная во всем мире, и наблюдать за скатами, безобидными акулами-няньками или рыбешками поменьше можно прямо с лодки. Взяв с собой снаряжение для кемпинга и запас воды и еды, можно остаться на понравившемся острове на ночь. Многие стартуют из деревни Барретерре в 40 минутах езды от Джордж-Тауна, местного административного центра. Отсюда легче всего отправиться к островам Эксума Саунд и дальше от одного крохотного острова к другому по романтично названной гряде Бригантина. Для первого дня достаточно проделать расстояние до острова Боизи-Ки (здесь, кстати, самое подходящее место для кемпинга). Для более длинных маршрутов подойдут Лонг-Ки и Нью-Ки – c последнего во время прилива можно попасть в сеть каналов в мангровых зарослях. Как организовать Виза на Багамы выдается в посольстве Великобритании (www.britemb.msk.ru). Добраться до столицы архипелага легче всего «Аэрофлотом» (от 35 000 руб.) через Кубу, откуда есть местные рейсы. Билет Bahamasair (www.bahamasair.com) из Нассау до Джордж-Тауна обойдется около $180. На островах Эксума есть всего один тур­опе­ра­тор (www.kayakbahamas.com), арендующий каяки и организующий туры. Список мероприятий включает пятидневные вылазки на каяках и восьмидневные приключенческие туры с изучением рифов и подводной жизни. 6. На яхте по проливам Хорватия В Хорватии солнце светит так же ярко, как и в остальном Средиземноморье, а вот цены несколько ниже, да и народ кажется заочно родным. На яхте сюда стоит отправиться поздней весной или ранней осенью: в это время дуют легкие южные или юго-восточные ветра скоростью 5–20 узлов и для парусных походов погода стоит самая подходящая. Многие стартуют из Пулы (на западной точке полуострова Истрия), чтобы несколько дней побороздить волны вокруг национального парка Бриони – небанального места для яхтинга. Здесь популярны дайвинг и виндсерфинг – соответствующие центры работают на многих островах. Можно встать на якорь в понравившемся месте и денек-другой отдать спорту. Передвигаясь отсюда на юг, попадаешь в Далмацию – страну оливковых деревьев и виноградников. Главный порт – Сплит – напичкан историческими достопримечательностями: дворцами, соборами и храмами. Из Сплита рукой подать до острова Хвар – с бурным одноименным городом на западе и заброшенными деревнями-призраками на востоке. Закончить маршрут можно в Дубровнике, куда от Хвара один день ходу. Как организовать Самый простой способ аренды – через одно из российских агентств, занимающихся Хорватией. Если нет желания стоять самостоятельно за штурвалом, можно арендовать яхту со шкипером. Этот вариант предпочтительнее для новичков еще и тем, что шкипер за время путешествия может многому научить. В таком варианте из документов понадобятся только паспорт и кредитка. В случае аренды яхты без шкипера хотя бы у одного члена экипажа должна быть лицензия на управление яхтой (сертификат RYA; IYT или др.). В Хорватии документы проверяют строго, и сертификаты нелицензированных российских школ могут оказаться недействительными. Что касается аренды, то в зависимости от услуг, размера и класса яхта обойдется в $150–2500 в сутки. 7. Пешком по замкам Польша В южной Польше между Краковом и городом Ченстохова находится геологический казус – гряда, сложенная из известняковых скал юрского периода. Вся эта территория расчерчена маршрутами для пеших прогулок, не требующих ни богатырской физической формы, ни особых талантов в ориентировании – достаточно вовремя находить на деревьях и камнях отметки определенного цвета. Самый интересный из этих маршрутов – так называемая Дорога орлиных гнезд, цепочка рыцарских замков, построенных при Казимире Великом в XIV веке. Все крепости расположены на возвышенностях, чтобы с любого из них были видны сигналы с двух соседних и можно было вовремя поднять тревогу. Первый в этой череде – Вавельский замок в Кракове, вполне туристический и музейный. Дальше идет Пескова Скала, тоже в отличной сохранности. Остальные грозные форпосты давно превратились в руины и сочетались пасторальным браком с окружающими лесами, холмами и полями. По дороге к какому-нибудь замку Миров или Ойцов пейзажи меняются довольно часто, не давая заскучать. Путника окружает то пшеничное поле, то те самые известковые валуны юрского периода, то аккуратная липовая роща, то темный дубовый лес, в котором чувствуешь себя хоббитом на пути в Мордор. Регулярно попадаются дачные поселки с кафе, куда местные мужички приходят посплетничать с пани хозяйкой, и образцовые польские деревни с квадратной главной площадью (все они называются Рынек) и действующим монастырем за околицей, то есть в пяти минутах ходьбы от центра. В таких местах при необходимости можно заночевать. Как организовать До Кракова можно добраться за 3 часа на поезде из Варшавы, куда, в свою очередь, можно попасть рейсом «Аэрофлота» или LOT (от 9000 руб.). В Кракове стоит купить туристическую карту Краковско-Ченстоховской гряды или путеводитель. 8. На барже по каналам Шотландия Шотландия вообще богата на природные красоты, но 200-летний Каледонский канал местные жители без скромности называют самым красивым в мире (в конце концов, немногие каналы в мире проходят среди гор). Начав в Инвернессе на восточном побережье, нужно двигаться через Лох-Несс и Лох-Лохи к Форту Вилльямсу на западном. В общей сложности предстоит преодолеть 96 километров и 29 шлюзов. Взяв баржу напрокат с командой или без, можно провести неделю, проплывая сквозь вековые ворота, мимо сонных ферм, покупая хлеб в сельской кондитерской или свежие овощи у жены смотрителя шлюза. Выбрать предстоит между маленькой бюджетной баржей на 6–8 человек и люкс-круизом на судне покрупнее с собственным шеф-поваром и дворецким. У первого варианта кроме цены есть и то преимущество, что в понравившейся деревне можно остановиться и поехать, например, кататься на велосипеде (который часто входит в стоимость аренды). Кроме этого, можно на месте купить разрешение на рыбалку за £20 – здешние озера, говорят, богаты щукой. Про встречи с лохнесским чудовищем с удовольствием рассказывает, например, развлекающий путешественников волынщик в Дохгаррохе. Аренда обойдется от £700 в неделю, верхнего ценового предела нет. Как организовать В стране есть десятки операторов, которые дают баржи напрокат (например, www.canaljunction.com). Никаких специальных знаний для управления не требуется, элементарные правила «вождения» объяснят на месте аренды. Закупиться водой и продуктами стоит заранее, хотя по пути в деревнях можно останавливаться пообедать или приобрести необходимое. В целом аренда барж популярна во всей Британии, и если времени на недельную поездку нет, можно ограничиться уик-эндом где-нибудь поближе к Лондону. В столичном регионе можно сплавиться по Темзе, а чуть севернее – по каналу из Лидса в Ливерпуль. 9. На воздушном шаре над полями США В наши дни полеты на воздушном шаре обычно ограничиваются часом-двумя в воздухе: и по цене такие пу­те­шест­вия проигрывают самолету, и любителей путешествовать таким образом на большие расстояния за последнюю пару столетий поубавилось. Напрасно: это средство передвижения возвышает душу, исцеляет от суеты и дарит божественный – трудно сказать иначе – взгляд на вещи. Самые популярные продолжительные маршруты находятся в США. Стоять в корзине, правда, придется не целый день: обычно делается один полет на рассвете и один на закате, каждый по паре часов. В оставшееся время стоит изучать окрестности и провинциальные городки. Пятидневный маршрут по Пенсильвании начинается в долине Брендивайн, где от горизонта до горизонта – леса и редкие фермы. Первый день стартует в Сент-Питерс, откуда можно отправиться в конную прогулку или на поле для гольфа. С утра начинается полет над округом Ланкастер, где живут ультраконсервативные христиане-амиши, не признающие электричества и машин. Порою кажется, что паришь над Европой XVIII века: шар летит так низко над полями, что с фермерами можно перекинуться парой слов. На ночлег останавливаются в одной из местных семей. На третий и четвертый день селения староверов сменяются лесами и горами Блу-Маунтинс, где делается остановка для пеших походов и лодочной прогулки. Самая живописная часть маршрута приходится на последний день, когда шар летит над рекой Делавэр. Как организовать Имея визу США, в Пенсильванию можно добраться и самостоятельно: c одной пересадкой из Москвы в самый крупный город штата – Филадельфию – летают Lufthansa, British Airways и Air France (от €800). От Филадельфии до отправной точки маршрута Сент-Питерс – около часа пути на машине. Пятидневное путешествие обойдется в $9950 на двоих (www.balloonridesdaily.com). 10. На скутере по островам Греция Сгущенные красоты Эллады освежат даже тех, кому прискучило рассматривать итальянские холмы из седла скутера. Один из самых простых, но за душу берущих маршрутов пролегает по греческому архипелагу Киклады. Отправившись на ночном пароме из столицы, на рассвете можно оказаться на Андросе, самом северном из островов. По дороге стоит набрать воды из источников Сариза и после разминочного катания успеть на паром из порта Гаврио на остров Миконос и застать закат на одном из южных пляжей. На второй день до обеда можно добраться на пароме на Делос – одно из священных мест Древней Греции – и к вечеру отправиться на Парос. Этот остров стоит объехать по периметру, останавливаясь посмотреть на мастерские каменотесов или, например, Долину Бабочек. На следующем куске земли – Наксосе – дорога резко уходит вверх. Можно расслабляться весь день в портовом городе Хора с белыми домами, а можно совершить детур в Халки и посмотреть на винное производство или на источники Ария. Последний остров – Санторини – чуть ли не самый красивый в архипелаге. В Тире – бурная ночная жизнь и много туристов, в соседних деревнях – например, Иа – можно уединиться, не проиграв в красоте пейзажа. Напоследок обязательно заехать на черный пляж «Камари» и белый «Монолитос» и на ночном пароме вернуться в Афины. Как организовать Небольшие мопеды в Греции называют папакия («уточка») за характерное кряканье. На папакии можно ездить по островам, исключая разве что самые гористые. Аренда обойдется в €10–18 в сутки, дешевле брать на неделю. На скутере вроде Piaggio Vespa или Peugeot путешествовать немного удобнее, хотя на грунтовых дорогах они уступают мотоциклу. И скутеры, и мопеды даются в аренду повсеместно, права нужны для любого транспортного средства с объемом двигателя больше 50 см3, но на практике их редко спрашивают.