Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

10 самых известных киногородов мира

Алиса Таежная
04 октября 2015
/upload/iblock/0bc/0bcc8e816017260f90cdaf35786be4d4.jpg
Фото: United Archives/DIOMEDIA
Есть города, в которых мы никогда не были, но которые знаем как свои пять пальцев. Показанные в сотнях кинокартин и сериалов, они стали знакомыми и любимыми. Мы выбрали десять городов, которые чаще всего становились съемочными площадками знаменитых фильмов.
Великобритания: Лондон
История одного города
 
Впервые зрители увидели Лондон на широком экране в середине 60-х. Полански снимал здесь захватывающий триллер «Отвращение» с Катрин Денев в роли сотрудницы салона красоты по адресу Thurloe Place, 31. Героиня Денев жила в благополучном Южном Кенсингтоне, а в свободное от работы время охотилась на мужчин на Pelham Street и Trebovir Road. Свингующий Лондон с модными автомобилями и лофтами в домах из красного кирпича мир увидел в другом важном саспенсе – «Фотоувеличение».
Совершенно другой Лондон, брутальный и беспощадный, предстает в «Заводном апельсине» Стэнли Кубрика. Режиссер отправляется в жилые районы южной части города, чтобы рассказать историю о бесцельной жестокости и садизме молодых парней, ищущих острых ощущений. Кстати сказать, легендарный Korova Milk Bar никогда не существовал и был специально построен на фабрике около Borehamwood High Street. Совсем по-другому о Лондоне рассказал режиссер романтических комедий Ричард Кертис, именно поэтому его выбор – идиллический Ноттинг-Хилл и образцовая Пикадилли, где обитают его герои – симпатяги с идеальным чувством юмора, отчего-то не очень счастливые в любви. Именно в небольшой книжный магазин на туристической Portobello Road, 142 (книжного там на самом деле никогда не было) заходит героиня Джулии Робертс и знакомится там с героем Хью Гранта. По адресу 280 Westbourne Park Road находится квартира главного героя, которая после съемок фильма стала едва ли не самой дорогой недвижимостью Лондона. В сад на Rosmead Road невозможно забраться ночью, как это делали главные герои, а предложение Хью Грант делает в знаменитом отеле Savoy, где останавливаются все уважающие себя кинозвезды.

США: Лос-Анджелес
Фабрика грез
/upload/iblock/87d/87d6942d7c4f27a9e1ad7c3f1c6db3d2.jpg
ALL STAR/LEGION MEDIA

Любой местный скажет вам, что в Лос-Анджелесе невозможно гулять, а можно только передвигаться на машине – от одного знакового места до другого. Главный город южной Калифорнии, расположенный вблизи крупнейших киностудий, сам не раз попадал в видоискатель камеры. Бульвар Сансет и Беверли-Хиллз, Санта-Моника и Пасадена – мы почти не представляем, как в действительности выглядят эти места, зато оживаем при их упоминании в беседе. Под стоны киношников в начале нулевых сровняли с землей отель Ambassador, куда герой «Выпускника» приходит на ночное свидание с подругой родителей, – это одна из немногих достопримечательностей, которых город лишился за всю историю.
В спокойный и, как всегда, солнечный день можно прогуляться по Элизиан-парку, совсем не такому, как в динамичных погонях «Терминатора-2». Для поклонников «Большого Лебовски» его фанаты давно собрали классический тур The Big Lebowski Tour, включающий посещение пустынного Венис-Бич и знаменитого боулинга, который теперь стал школой. Учитывая протяженность маршрута, лучше всего разделить его на два дня. Бар Frolic Room (6245 Hollywood Boulevard), расположенный бок о бок с театром Pantages, – не только место съемок фильма «Секреты Лос-Анджелеса», но и напоминание об эпохе расцвета коктейльных баров в Калифорнии. Чайнатаун, который один из героев детектива «Китайский квартал» Романа Полански называет территорией, где нет закона, сегодня представляет собой один из самых живых и интересных районов города. Стоит ли говорить, что лучший вид на ночной Лос-Анджелес открывается с шоссе Малхолланд-Драйв, по которому после одноименного триллера Дэвида Линча невозможно ездить без задней мысли.

Франция: Париж
Гении "новой волны"
/upload/iblock/e93/e934c02e347cbe87032f366ebb6d3c71.jpg
Entertainment pictures/DIOMEDIA


Увидеть Париж можно было задолго до появления кино: его подробно описывали французские романы XIX столетия. Но именно французская «новая волна» дала миру режиссеров, которые смогли показать Париж в его непередаваемой динамике. С изображения района вокруг музея современного искусства Пале-де-Токио начинаются «400 ударов» Франсуа Трюффо. Джин Сиберг и Жан-Поль Бельмондо в фильме «На последнем дыхании» мчатся по бульварам Монпарнаса и оживляют непосредственной беседой торжественность Елисейских Полей. Тройка героев Годара из «Банды аутсайдеров», взявшись за руки, пробегает насквозь еще не перестроенный Лувр за рекордные три минуты. Тот же трюк проиграет и Бертолуччи в своем вольном ремейке «Мечтатели», покадрово воссоздав в музейных интерьерах эту же сцену. «Амели» дает новое дыхание туристическому Монмартру, показав, как живут в нем обычные парижане. Они снимают квартирку где-то на Rue de Trois Freres, покупают фрукты на Rue Androuet, едут со станции метро Lamarck-Caulaincourt и деловито прохаживаются по Passage des Abbesses. Вуди Аллен, приехав на гастрольные съемки в Париж, не стесняется классических видов и водит своих американских героев по главным достопримечательностям, подчеркивая поверхностную природу их путешествия. Они останавливаются в любимом отеле голливудских звезд Le Bristol, смотрят на кувшинки в cаду Клода Моне, обедают в ресторане Le Grand Vefour, где бывал Наполеон, и дегустируют вино в La Belle Etoile с видом на Тюильри. Неудивительно, что главный герой радостно сбегает от такого досуга к писателям и художникам в более расслабленные Марэ, Монмартр и Монпарнас.

Италия: Венеция
Пляжи, площади и сады
/upload/iblock/a92/a9204faa02114cf2feb7cd33ba148882.jpg
Pug Girl/Flickr.com


Все, кто бывает в Венеции в сезон биеннале и кинофестивалей, знает, как сложно застать город в молчаливом уединении. Это удалось Лукино Висконти, когда он снимал один из своих самых пронзительных фильмов – «Смерть в Венеции» по повести Томаса Манна. Главный герой Густав фон Ашенбах живет в курортном Лидо, в отеле Grand Hotel Des Bains, где и переживает анонимную любовь к польскому юноше Тадзио. Он незаметно преследует мальчика вокруг оперного театра La Fenice и предается размышлениям на площади Campiello dei Calegheri. Сам Лидо, где каждый год проходит Венецианский кинофестиваль, – узкий и мелкий пляж, – показан у Висконти как заповедное место с прозрачным песком и сверкающей водой. На железнодорожный вокзал Санта-Лючия приезжает героиня «Талантливого мистера Рипли» в исполнении Гвинет Пэлтроу в попытке разыскать любимого. В этом же фильме появляется и каноническое кафе Florian на площади Сан-Марко и отель Westin Europa & Regina, который в 30-х годах предпочитали состоятельные американцы. Десяток историй про Казанову снимали вокруг Гранд-канала, но самую тонкую и изысканную экранизацию сделали под руководством Федерико Феллини в павильонах Рима. Вуди Аллен побывал в Венеции задолго до того, как решил снимать по фильму в год в каждом европейском городе, и придумал трогательный и остроумный мюзикл «Все говорят, что я люблю тебя». Его герои совершают утренние пробежки по Кампьелло Барбаро, смотрят закат на площади Сан-Марко и восхищаются работами Тинторетто в музее Scuola di San Rocco.

Россия: Москва
Слезам не верить
/upload/iblock/4c8/4c876424c7fdee05bf1f79d109e889db.jpg
LEGION MEDIA


Снять кусочек старой Москвы без стеклопакетов и парковок почти невозможно, поэтому за соответствующими видами многие киношники отправляются в города Золотого кольца, еще не тронутые реконструкцией. В классике кино брежневских времен остались хрестоматийные виды Москвы. «Служебный роман» начинается со сцены, как каждый из героев прибывает на работу, что наглядно демонст­рирует разницу их положения и дохода. Людмила Прокофьевна живет в кирпичном доме между Баррикадной и Никитскими Воротами, ее заместитель – на Тверской, 9, будущий муж Новосельцев – в тихом районе в переулке Чернышевского, а Оленька Рыжова – на станции Лосиноостровская, куда можно доехать только с Ярославского вокзала. В перестроечной классике «Курьер» так же показана разница между прос­той семьей главного героя Ивана и привилегированным кругом его возлюбленной Кати. Черно-белые Кузнецкий Мост, Воздвиженку и Театральную площадь времен конца «оттепели» можно увидеть в «Июльском дожде» Марлена Хуциева, его же «Застава Ильича» захватывает почти всю пешеходную Москву в пределах Садового кольца. «Летят журавли» начинается со сцены прогулки у Крымского моста, где героев застает известие о начавшейся вой­не. А послевоенные надежды на безмятежность озвучивает герой «Я шагаю по Москве», поднимаясь по эскалатору только построенной станции «Университет». Еще один знаменитый фильм о столице – «Москва слезам не верит». Его сюжет строится вокруг злосчастной квартиры в высотке на Кудринской, куда профессорская семья пускает пожить свою провинциальную родственницу. Горький разговор с отцом ребенка много лет спустя главная героиня проводит на пустом Гоголевском бульваре, который с тех пор практически не изменился.

Германия: Берлин
Два города
/upload/iblock/b05/b05bdfc1b152717a42b05e471ce2c83a.jpg
EVERETT COLLECTION/LEGION MEDIA


Единого Берлина на кинопленке долгое время не существовало: страны Варшавского договора изображали один Берлин, ФРГ – совершенно другой. При этом берлинские улицы чаще всего становились фоном, на котором режиссеры начинали разговор об истории разделенной страны и судьбе человека в роковых обстоятельствах. Боб Фосс приезжает в Берлин, чтобы снять историю о бурлящих 20-х – эпохе безудержных танцев и авангардного искусства. В его фильме «Кабаре» идиллически показаны прос­торы необъятного Тиргартена и почти неизвестного туристам Шарлоттенбурга. Часть городских панорам снимали в Далеме: сейчас отправиться сюда стоит ради тройки этнографических музеев. А вот экранизацию романа «Берлин-Александерплац» Райнеру Фассбиндеру пришлось снимать в павильонах. Можно изучать немецкую столицу и по кадрам поэтического «Неба над Берлином», правда, теперь вместо черно-белого пустыря в сердце города виднеются небоскребы Потсдамер-Плац. Совсем другой, стремительный и беспощадный, Берлин можно увидеть в фильме «Беги, Лола, беги». Каждый свой забег героиня начинает из квартиры в дорогом районе Митте (Albertstrasse 13-14), а ее бойфренд ждет сумку с деньгами на другом конце города, недалеко от замка Шарлоттенбург. В одном из эпизодов Лола пробегает монументальный мост Обербаумбрюкке, живописную площадь Жандарменмаркт и оказывается в здании Немецкого исторического музея, где, по сюжету, якобы работает в банке ее отец. В какой-то мере благодаря истории Тыквера после десятилетий забвения и застоя Берлин становится одним из самых модных и посещаемых городов не только Европы, но и всего мира.

Япония: Токио
Найти и потерять
/upload/iblock/3c6/3c6626f4064b1c7b9b45b110be8493fb.jpg
Ronald Grant Archive/Mary Evans/LEGION MEDIA

Токио 50-х, который можно увидеть в фильмах Одзу, Куросавы или Фюллера, почти ничего общего не имеет с демоническим городом наших дней. И хотя когда-то на его улицах снимали Годзиллу, угрожающую жителям трехэтажных районов, нынешние небоскребы сами похожи на гигантских чудовищ, выплывающих из воды. Одной из первых неоновый Токио поэтизировала и показала в цвете для американцев и европейцев София Коппола, отправив скучать в районы Синдзюку и Сибуя двух одиноких гайдзинов в исполнении Билла Мюррея и Скарлетт Йоханссон. Они встречаются за коротким разговором в Park Hyatt Tokyo (tokyo.park.hyatt.com), поют караоке в известной сети Karaoke-Kan, едят суши в Ichikan (9-5 Daikanyama) и заходят в до сих пор модный Air на танцы. Оба героя по очереди теряются как в Токио, так и в самих себе, пока не находят друг друга на многолюдном перекрестке Сибуя. Французский режиссер Гаспар Ноэ снимает в Токио другую историю о растерявшихся европейцах – «Вход в пустоту»: его главный герой после смерти не покидает город, а парит над улицами в ожидании перерождения. Короткие пешеходные улицы Сибуя выглядят в фильме Ноэ совсем иначе из-за дополнительных спецэффектов и ночного освещения, которое невозможно себе представить, гуляя по городу в течение дня. В районе Йоцуя Мишель Гондри снимал свою часть трилогии «Токио!» о творческой паре, которая задумывается об отношениях, приехав в чужой город. А француз Леос Каракс в короткометражке Merde показывает потустороннего подземного героя, вылезающего на поверхность города из ям в благополучном торговом районе Тосима.

Турция: Стамбул
Блистательная Бондиана
/upload/iblock/5fb/5fb01541922a876e989c67af09abe036.jpg
Photos 12 Cinema/NBC Film/DIOMEDIA


Стамбул попадает в сценарии практически каждый раз, когда идет речь о трансатлантическом заговоре, специальных агентах и идеальном месте встречи на пересечении Запада и Востока. Набережная Босфора была снята Сидни Люметом в классической экранизации детектива «Убийство в Восточном экспрессе». Сегодня за современными трамваями нелегко разглядеть вокзал Сиркеджи, откуда, по сюжету, и отбывает Восточный экспресс. С этого же вокзала уезжают Джеймс Бонд и его русская спутница Татьяна в фильме «Из России с любовью». Вообще, Джеймс Бонд возвращается в Стамбул довольно часто: это место, где проходят его встречи с информаторами, здесь он отслеживает влиятельных людей и прячется от пуль. Бонд в исполнении Шона Коннери встречается с посредником на Гранд-Базаре. Другое его секретное место встречи находится в подземной Цистерне Базилика. Джеймс Бонд в исполнении Пирса Броснана спасает свою наставницу М из Девичьей башни, которая с XI века была главным турецким маяком на Босфоре. Третий раз Бонд появляется в Стамбуле на Гранд-Базаре уже в исполнении Дэниела Крэйга и на начальных кадрах преследует свою мишень на мотоцикле, перелетая с одного торгового ларька на другой: все ларьки – настоящие, их крыши даже специально укрепили на время съемок. Спецагент из экранизации детектива Ле Карре «Шпион, выйди вон!» также проходит по улицам Кадыкея и Фатиха во время своей секретной миссии в Турции. Собор Святой Софии и бухта Золотой Рог появляются в блокбастере Бена Аффлека «Операция Арго», посвященном вывозу американской дипмиссии из Тегерана. А чтобы увидеть Стамбул спокойным и вкрадчивым, какой он и есть на самом деле, стоит посмотреть один из фильмов Нури Бильге Джейлана – к примеру, драму «Отчуждение».

Испания: Мадрид
Лабиринты страсти
/upload/iblock/719/71980c48269511d365deb56035d3aa3b.jpg
Mary Evans/Ronald Grant/DIOMEDIA


Мадрид был и остается городом Педро Альмодовара: в разные годы в его объектив попадали районы Чуэка и Маласанья, монументальная Гран-Виа и район Латина с его театрами и кинозалами. Альмодовар приехал в испанскую столицу из небольшого городка Кальсада-де-Калатрава и моментально влился в мовиду – мощное альтернативное движение, охватившее Испанию после смерти тирана Франко. Первый фильм режиссера был снят на улицах Чуэки – пестрого гей-района, знаменитого на всю Испанию. Приехав в большой город, 17-летний Альмодовар устроился работать на блошиный рынок Эль Растро – именно его он позже запечатлит в фильме «Лабиринты страсти». В Cafe del Circulo de Bellas Artes встречаются на свидании главные герои его фильма «Кика», а на площади Пласа-Майор герой Хоакина в «Цветке моей страсти» снимает с себя в танце рубашку. Удивительно красивый и броский модернистский кинотеатр Cine Dore (Calle de Santa Isabel, 3) несколько раз появляется в прославившем Альмодовара на весь мир фильме «Все о моей матери»: до сих пор это один из самых заметных кинотеатров Европы с прекрасным репертуаром. Любящий трагедию испанский режиссер несколько раз снимает кладбище Альмудена: в отличие от парижс­кого Пер-Лашез здесь почти не бывает туристов и действительно очень красиво. Другое известное место с историей – бар Museo Chicote (Gran Via, 12), где обожали выпивать голливудские кинозвезды, приезжавшие в Мадрид в 20-х и 30-х годах прошлого века. А кварталы Маласанья и Лавапьес покажут тот самый город четырехэтажных домов, веранд и патио, которые можно увидеть в любом фильме режиссера в последние тридцать лет.

Китай: Гонконг
На перекрестке культур
/upload/iblock/d22/d221f116d594c5ba2709de8081ffca14.jpg
LEGION MEDIA


Если Стамбул отвечает в европейских фильмах за встречу Запада и Востока, то в азиатской части света такую же роль играет Гонконг. Этот город с богатым колониальным прошлым впитал множество зарубежных влияний, и теперь исторические кварталы соседствуют здесь с небоскребами, на фоне которых можно снимать научную фантастику. Несмот­ря на то что фильм «Бэтмен: Темный рыцарь» снимали в основном в Чикаго, панорамы неспящего ночного мегаполиса были сделаны с вертолета именно в Гонконге. Со второй башни Международного финансового центра Бэтмен и Лара Крофт в кульминационный момент спрыгивают вниз. Совсем другой город – старый, уединенный и неторопливый – изображен в мелодраме Вонга Карвая «Любовное настроение». Часть картины действительно снимали в Бангкоке, но во многих тихих закоулках можно узнать районы Абердин и Стэнли, куда стоит отправиться, чтобы застать провинциальное обаяние старинного Гонконга. В ресторан Goldfinch (13-15 Lan Fong Rd.) режиссер и вовсе возвращается дважды, чтобы снять там два мелодраматических ужина – в «Любовном настроении» и «2046». Бесприютные герои «Чунгкингского экспресса» встречаются на рынке Graham Street Market, а главная героиня работает на рынке Kowloon. Фруктовый рынок Yau Ma Tei играет важную роль в другом фильме Карвая – «Пока текут слезы», а на фоне заросшей тропическими растениями стены на Castle Road (56 Conduit Rd.) разворачиваются основные события «Диких дней». Энтузиасты кино собрали огромную базу кинематографических мест Гонконга на отдельном сайте, где подробно рассказано, на каких улицах и в каких домах больше всего любили снимать уже упоминавшиеся Вонг Карвай, Джонни То и Цай Минлян.