Журнал №193, октябрь 2019

/upload/iblock/642/64284d744d8dea0978c210c97d16d8db.jpg
Земля Франца-Иосифа.
Фото: Иван Мизин/WWF России
/upload/iblock/c88/c88522e96d22181283f4ca2abfeef689.jpg
Кроноцкий государственный природный биосферный заповедник, долина Смерти.
Фото: Diana Mukhametgalina
/upload/iblock/10a/10a8081a2a9ed09f6aa6c5e679b391fe.jpg
Плато Маньпупунёр.
Фото: Павел Жигалов
/upload/iblock/a15/a151da2c075403a318d4751804dfb074.jpg
Плато Укок.
Фото: Андрей Уляшев
Специально к Хэллоуину Всемирный фонд дикой природы (WWF) составил рейтинг пугающих природных мест России.
1. Долина смерти (Камчатка) Долина смерти находится в Кроноцком заповеднике у подножия вулкана Кихпиныч. В длину она достигает 2 км, ее ширина – несколько сотен метров. Животным лучше обходить это место стороной: здесь гибнет вся живность от мышей до медведей. Долину смерти обнаружили в 1975 году. На протяжении следующих десяти лет странное место, усыпанное трупами ворон, лис, рысей, орланов и других животных, исследовали многие ученые. В результате выяснилось, что ничего мистического в долине нет. Все дело в газе, который выделяется из трещин земной коры. Газ содержит сероводород, сероуглерод и углекислый газ, которые оказывают медленное отравляющее действие на живые организмы. Особенно опасно находиться в долине в безветренную погоду, когда ядовитые вещества концентрируются у поверхности. 2. Тунгусский заповедник В 1908 году на расстоянии 5-10 км от поверхности Земли произошел сверхмощный взрыв космического объекта. Взрывная волна разрушила около 2250 кв. км лесного массива в Красноярском крае, а световая вспышка вызвала ожог растительного покрова на площади не менее 200 кв. км. Это явление известно как падение Тунгусского метеорита. Однако следы падения крупной части «метеорита», как и метеоритная пыль, обнаружены не были. Кроме того, деревья на выжженных территориях стали расти гораздо быстрее, чем прежде. До сих пор остается загадкой, что здесь случилось на самом деле. В этом месте при поддержке WWF России впоследствии был создан Тунгусский заповедник, призванный сохранить не только район феномена, но и региональные экосистемы, угрозу которым представляли геологоразведочные работы и неограниченный туризм. Сейчас вы можете помочь созданию заповедника в другом удивительном месте – Хибинах. 3. Плато Маньпупунёр (Гора каменных идолов) В Коми на территории Печоро-Илычского заповедника находится плато Маньпупунёр с семью каменными изваяниями высотой с 15-этажный дом. Некоторые видят в них фигуры животных, другие – людей. Легенда гласит, что однажды великаны попытались украсть дочь вождя жившего здесь народа. Сын вождя отправился спасать сестру, и с помощью добрых духов превратил великанов в камни.
/upload/iblock/b97/b97051172ef2244899080b4a4a2d622e.jpg
Леонид Симакин/WWF России Каменные идолы Маньпупунёр.
На самом деле изваяния сотворила природа безо всякого волшебства. По оценкам ученых, 200 миллионов лет назад на месте каменных столбов стояли высокие горы. Однако со временем дождь, ветер, снег, мороз и жара их разрушили. Слабые породы выветрились, а твердые сохранились до наших дней. Их форма до сих пор продолжает меняться под воздействием погодных явлений, из-за чего существует миф, что столбы меняются местами. Столбы Маньпупунёр считаются одним из семи чудес России. 4. Плато Укок В 1993 году на плато Укок (Алтай) археологами был обнаружен одиночно стоящий курган, в котором ученые нашли нетронутую мумию женщины. Изъятие мумии вызвало волну негодования среди некоторых местных жителей, считавших, что мумия не допускала проникновения зла из низших миров, и что именно вскрытие кургана вызвало ряд природных катастроф. Ученые настаивают, что не изъятие мумии вызвало землетрясение и наводнение, совпавшие по времени с вскрытием кургана, хотя женщина, как выяснилось, и была жрицей. Исследования показали, что при жизни она часто вдыхала пары ртути и меди, то есть, по всей видимости, участвовала в ритуальных церемониях.
/upload/iblock/1a0/1a091366f0b3eaae69b002a267500373.jpg
Игорь Хайтман/WWF России Курган принцессы Укока.
Впрочем, плато Укок славится не только мифами. Это уникальное место на границе России, Китая, Монголии и Казахстана. Здесь находится природный парк «Зона покоя Укок» – памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это место миграции и обитания таких редких зверей, как снежный барс и аргали. В 2013 году WWF совместно с другими природоохранными организациями удалось предотвратить строительство газопровода через уникальное плато. 5. Архипелаг «Земля Франца-Иосифа» Земля Франца-Иосифа – самая северная точка России. Здесь расположен национальный парк, хранящий память о подвигах полярных исследователей и важных научных открытиях. Это царство белых медведей, атлантических моржей и гренландских китов. Однако пугающим это место сделала не природа, а человек. Красивые арктические панорамы тут соседствуют с пейзажами, напоминающими сцены из постапокалиптического кино. Горы металлолома посреди снежной пустыни, жуткие полуразрушенные постройки, в которых завывает ветер, вмерзшая в лед советская техника и десятки тысяч ржавеющих бочек из-под топлива. Не так давно люди осознали масштаб катастрофы, и в Арктике была начата «генеральная уборка»: каждое лето на Землю Франца-Иосифа отправляются экспедиции для ликвидации так называемого накопленного экологического ущерба. Но первозданная чистота вернется на архипелаг совсем не скоро, а, возможно, уже и никогда.