Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Дорожные правила

Текст: Наталья Умнова
21 ноября 2013
/upload/iblock/361/3611be97113a0acc8bcb000fcdfb224f.jpg
Фото: Валентин Ткач
/upload/iblock/b81/b81407c9889534250c10a88a4308910f.jpg
Фото: Валентин Ткач
Для тех, кто любит путешествовать на автомобиле, мы подготовили подробный обзор правил движения в разных странах Европы: платные трассы, превышение скорости, парковка в городе. И отдельный раздел посвящен особенностям езды в США.
Что нужно взять с собой. Если вы едете в Европу на своем автомобиле, то его необходимо заранее укомплектовать: помимо обязательных и у нас аптечки, знака аварийной остановки и огнетушителя, светоотражающим жилетом (он требуется в большинстве стран ЕС), запасным комплектом ламп (для Германии, Хорватии, Черногории и др.), цепями (Швейцария, Франция, Хорватия, Черногория, Италия и др.), запаской или комплектом для ремонта проколов (Испания), алкотестером (Франция). И не забудьте лопату и банку антифриза, если соберетесь в Швецию. Полиция в Европе не такая «вредная», как у нас, но и там бывают случаи, когда к машине с иностранными номерами полицейские проявляют особое внимание. Тогда и пригодятся жилет и лопатка. Грин-карта. Обязательная вещь для путешествия на своем транспорте по Европе – страховка гражданской ответственности для водителей, она же «грин-карта». Ее можно купить в офисе любой крупной страховой компании, где вы будете делать страховку для выезжающих за рубеж для визы. Или перед границей: недалеко от нее начинают появляться палатки с надписями «Грин-карта», «Страховки» и т.п. Правила движения. В Европе обязательно пристегиваться ремнями безопасности следует не только водителю и переднему пассажиру, но и пассажирам на задних сиденьях. В большинстве стран детей до 12 лет можно перевозить только с использованием детских удерживающих устройств или на задних сиденьях. Разговор по мобильному телефону без hands free практически повсеместно карается серьезными штрафами. От страны к стране разнятся правила использования дневного света и противотуманок – если не узнали заранее, то лучше ориентироваться на то, как ездят местные. Далеко не во всех странах можно пользоваться радар-детекторами. Также различаются требования к величине остаточного протектора на шинах, использованию зимних шин, шипов (почти во всей Центральной Европе они запрещены) и цепей. Подробнее об особенностях ПДД в каждой европейской стране - traveleu.ru и autotraveler.ru. Ловушки автобанов. В большинстве стран Европы существуют платные дороги. Где-то нужно платить за пройденный участок – мимо пунктов оплаты вы не промахнетесь, а где-то, как в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии и некоторых других государствах, нужно как можно скорее после въезда в страну купить виньетку. Продаются они на заправках или в специальных киосках с вывеской «Vignette» или знаком «Автострада» и подписью на местном языке рядом с границей. Стоят от 3 евро (Румыния) до 35 (Швейцария). Обычно это стикер, который клеится на определенную часть автомобиля (лучше в каждой стране уточнять, что это за место), но в Венгрии, например, это просто чек об оплате, который надо предъявить полицейскому, если вас остановят и спросят о виньетке. Уточнить, в какой европейской стране как платить и вообще надо ли платить за дорогу, можно на autotraveler.ru/spravka. Особенности парковки. Парковка в большинстве городов платная, и довольно серьезно. Тут надо внимательно смотреть на знаки, читать, в какое время и на сколько можно парковаться, и не стесняться спрашивать аборигенов или полицейских, так как штрафы за неправильную парковку весьма высоки, а правила не всегда очевидны. Например, в Финляндии парковаться на бесплатной стоянке можно только при наличии парковочных часов, так как время стоянки строго ограничено. (Скачать и распечатать такие часы можно c karta-finland.ru/parkingclock). Поскольку российских госномеров пока нет в европейских базах, штрафы с камер, радаров и «парконов» вряд ли вас настигнут, и опасаться стоит только живых полицейских. Но это только пока. Если же вы берете машину напрокат, то тогда все штрафы прокатная компания снимет с вашей карты даже после того, как вы вернули автомобиль. Также можно «схлопотать» серьезный штраф за выкидывание мусора из автомобиля. Вообще штрафы в Европе весьма высокие за все нарушения, и шанс нарваться на «гаишника» велик, поэтому лучше все же не нарушать, особенно скоростные лимиты, ограничения по алкоголю и правила парковки (autotraveler.ru/spravka). Негласные правила. Помимо зафиксированных законом особенностей национальных ПДД, есть еще правила неписаные, традиционные, но им местные следуют не менее беспрекословно, чем законодательным. Так, в большинстве стран Европы, если собирается пробка, водители сами оставляют свободную полосу для проезда автомобилей экстренных служб. При сужении дороги проезжают по очереди, «елочкой»: один справа, один слева. В небольших городках Швеции есть исторически сложившиеся «главные» дороги: на нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог именно автомобили, едущие по таким исконно главным дорогам, имеют преимущество. Так что если вы не знаете, какая дорога главнее, лучше пропустите всех или дождитесь, пока точно пропустят вас. Еще пример: при заезде на автомагистраль местные настолько привыкли, что едущие по шоссе сдвигаются в левый ряд, что даже не смотрят особо в зеркала и не уступают дорогу – это может быть опасно, если вы уверены, что они должны вас пропустить. Если вы собрались в США. Если в большинстве стран Европы можно ездить или взять напрокат автомобиль по российскому водительскому удостоверению (во всяком случае, старого образца, где название документа продублировано на французском), то для США лучше получить международные права (порядок выдачи и необходимые документы – gai.ru). ПДД в США довольно простые и понятные, дорожные знаки расставлены с умом и многие сопровождаются пояснительной надписью или просто имеют слова вместо значка: «Left line must turn left» («С левой полосы поворот налево»), «Stop», «Yield» («Уступи дорогу») и т.д. Однако детали правил могут отличаться в разных штатах, например, где-то разрешено говорить по мобильному без hands free, а где-то нет: на границе таких штатов будут стоять полицейские и штрафовать (1000li.malpaso.ru). Превышение скорости. Наказания за превышение скорости больше 20 миль/ч или за езду в состоянии алкогольного или наркотического опьянения очень суровые, вплоть до тюрьмы. За превышение до 9 миль/час обычно не штрафуют, но если вы едете по небогатому городку, то могут оштрафовать и за +1 милю в час – все штрафы идут в бюджет города. Не тот ряд. На сильно загруженных трассах США встречаются так называемые HOV lanes – ряды для движения машин, в которых едут несколько человек. Так, знак HOV3 означает, что в определенное время дня движение по данной полосе разрешено только тем машинам, в которых сидят трое и более человек. Также может стоять знак CARPOOL или просто HOV, в таком случае в автомобиле должно быть не менее двух человек. Специальных въездов на полосу с таким знаком нет, а вот на съезде запросто может стоять полицейская машина и собирать по 500 долларов штрафа. Куда поставить машину. Парковка в США, как и в Европе, тоже имеет очень много ограничений. Самые очевидные правила можно понять из знаков и стоящих на обочине паркоматов. А вот то, что нельзя парковаться у съездов для инвалидов или у гидрантов, которые так красиво сносят в каждом втором американском боевике, нужно запомнить. Немного нюансов. Перекресток со знаком STOP all ways проезжают по очереди: кто первый подъехал, тот первый и проезжает. Обычно проблем из-за того, что две машины подъехали одновременно, не возникает: кто-то обязательно уступит, показав рукой «проезжай». Если стоят несколько машин с каждой стороны, проезжают по одной с каждого направления. Обязательно нужно останавливаться перед стоящим на остановке школьным автобусом, который высаживает или сажает школьников. Причем останавливаться надо даже тем, кто находится на встречной полосе, если дорога не разделена бетонным отбойником. Очень строго карается блокировка перекрестка: если вы въехали на перекресток на зеленый, но не проехали его до красного – штраф. Потому, проезжая на зеленый, заранее стоит подумать, есть ли место впереди, чтобы не застрять посреди дороги. В отличие от России в США не принято разговаривать с полицейскими и нельзя выходить из машины, если вас остановили. Нужно опустить окно и слушать, что говорят. Останавливают же только за нарушения, а не для проверки документов. В некоторых штатах, например в Калифорнии, находящаяся в салоне автомобиля распечатанная емкость с алкогольным напитком практически приравнивается к управлению в состоянии алкогольного опьянения, так что ваши пассажиры тоже не могут попить пива во время езды. Весь алкоголь лучше везти в багажнике.

Личный опыт

Андрей Вершинин

журналист «В Швейцарии я жил несколько лет. Что меня поразило вначале: есть штрафы, которые зависят от нарушения, а некоторые – еще и от твоего дохода. Как-то меня остановили полицейские и мое нарушение попало именно под эту категорию – в итоге я заплатил около 2000 евро. Причем твои доходы они как-то быстро вычисляют на месте. Платить штраф, когда тебя остановили, требуют сразу же. Если нет денег – доставай кредитку (у дорожных полицейских в машине есть нужное устройство). Стоит отметить, что как-то при нарушении правил полицейский меня отпустил, хотя мог лишить прав. Но это, я так понял, был уникальный случай».