Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Путешествия

Древние и современные эскимосы не являются родственниками

03 сентября 2014
/upload/iblock/d55/d557f7cae0998c942b89b8182cc4a786.jpg
Фото: BiblioArchives / LibraryArchives.
/upload/iblock/eda/edafbd7d16c6d869cf909039272d7e3d.jpg
Эскимосы из Иглулика, Канада. Иллюстрация: Captain Lyon R.N/Toronto Public Library Special Collections.
Проведенные недавно генетические исследования показали, что древние обитатели Арктики, носящие собирательное название «палеоэскимосы», не являются прямыми предками современных эскимосов.
История эскимосов (самоназвание народа – «инуиты») включает в себя несколько крупных культур: Саккак (примерно с 2500 г. по 800 г. до нашей эры), Дорсет (I век до н. э. — II век н. э.), Туле (X—XVIII) – и множество более мелких. Палеоэскимосские культуры развивались на разных территориях и сменяли одна другую неравномерно. Ученым предстояло выяснить наличие или отсутствие генетической связи у этих северных народов. Масштабное исследование провела группа, состоящая из 50 ученых, в том числе российских. Был сделан анализ ДНК более чем 150 различных биологических образцов. В рамках научной работы рассматривался генетический материал как древних эскимосов, живших в Гренландии, Канаде, Сибири и на Аляске в IV-III тысячелетиях до нашей эры, так и современных обитателей Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки. Согласно полученным данным, все эскимосские народности ведут свою историю из Сибири, мигрировав затем через Берингов пролив на Аляску и далее. Однако происходило это в разное время и, как результат, народности не смешивались. Современные инуиты генетически наиболее близки к эскимосам Туле, чья миграция на на Аляску произошла в X веке. А подлинными палеоэскимосами можно считать представителей культур Саккак и Дорсет, мигрировавших более 6 тысяч лет назад. Но затем, проведя несколько тысячелетий в изоляции, по неизвестной причине эти народности около 700 лет назад исчезли с лица Земли.