Экспедиция «9 Легенд Русского Севера»
Путешествия

Исландия снова пугает готовым к извержению вулканом

26 августа 2014
/upload/iblock/e1f/e1f7d1a998b1da5eb01f4616f350897e.jpg
Вулкан Бардарбунга спрятан под толщей ледника Ватнайёкюдль, поэтому извержение в этом районе может привести к наводнениям. Автор фото: Sparkle Motion.
/upload/iblock/54f/54f6abf337a1fbd2bd4b38db5276e1ba.jpg
Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль, апрель 2010 года. Автор фото: Bjarki Sigursveinsson.
Ученые зафиксировали сейсмическую активность вулкана Бардарбунга в Исландии. В случае, если магма прорвется на поверхность вместе с облаком вулканического пепла - весьма вероятно повторение транспортного коллапса, настигшего Европу в 2010 году из-за извержения вулкана Эйяфьятлайокудль.
Стратовулкан подледного типа, Бардарбунга (исл. Bárðarbunga) находится на юго-востоке Исландии, на северо-западной оконечности ледника Ватнайёкюдль. Его высота составляет 2009 метров, и это – вторая по величине вершина Исландии после пика Хваннадальсхнукюр. Глубина кальдеры вулкана Бардарбунга составляет около 700 метров. Разломы земной коры, идущие от Бардарбунги, связаны с вулканами Аскья и Торфаёкюдль. Последнее извержение Бардарбунги наблюдалось в 1910 году, а новый виток сейсмической активности зафиксирован в августе 2014 года. За несколько минувших дней здесь произошло большое число подземных толчков; магнитуда самого сильного из них достигала 4,5. Население с прилегающих к вулкану территорий было эвакуировано, дороги перекрыты. Как поясняют специалисты, предсказать развитие событий невозможно. Извержение в «пограничных» областях вулкана приведут к незначительным излияниям лавы и к появлению локальных водных потоков из-за подтаивания ледника. В небо при этом могут быть выброшены столбы пара, пепел и пемза, но катастрофой это не станет. Однако в том случае, если извержение затронет центральную часть кратера, события будут развиваться по сценарию 2010 года. Огромный ледяной котел начнет таять, а массы воды, вступив в соприкосновение с потоком магмы, сформируют гигантский, вплоть до 30 километров, столб пара и пепла. Кроме того, цепная реакция распространится и на соседние вулканы под ледником Ватнайёкюдль. В ожидании извержения 23 августа 2014 года уровень угрозы для гражданских авиакомпаний был повышен до высшего («красного»). Служба гражданской авиации Исландии запретила все полеты в этом районе. На следующий день произошло два землетрясения: магнитудой 5,3 с очагом на глубине около 5,4 км, и магнитудой 4,9 с очагом на глубине около 10 км. Но к 25 августа никаких признаков незамедлительного извержения так и не наблюдалось, и уровень угрозы был понижен до «оранжевого». Это означает, что хотя опасность и сохраняется – в настоящее время ситуация находится под контролем. Сейсмическая активность смещается в северную часть вулкана, то есть худший сценарий маловероятен. Полеты в небе над этой частью Исландии продолжаются.

Очередной исландский вулкан – на грани извержения