Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №191, август 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Каньон отшельников

Инна Калинина
24 октября 2011
/upload/iblock/8c7/8c7f0bd9d65da46746962ed20cc09134.jpg
За полторы тысячи лет жизнь в отшельническом монастыре Георгия Хозевита в Иудейской пустыне не сильно изменилась. Разве что интерьеры келий стали более современными.
Фото: Юрий Гершберг
/upload/iblock/909/9095ad6833f983bd75cdea275dc6bfd8.jpg
Бывало, что отшельники месяцами не покидали пещерные кельи. Воду и еду они поднимали в специальных корзинах.
Фото: Юрий Гершберг
/upload/iblock/e37/e3703749a9f95f3f0a2203193ea05a2d.jpg
Мощи Иоанна Румынского, облаченные в ризу и кожаные тапки, которые святой носил при жизни.
Фото: Юрий Гершберг
/upload/iblock/cf0/cf009b01983a62798bd54cca1c322423.jpg
Атмосфера в монастыре Георгия Хозевита (на снимке – двор перед входом в обитель) располагает к спокойному миросозерцанию.
Фото: Юрий Гершберг
К монастырю Георгия Хозевита на машине не подъедешь, но услужливые бедуины всегда готовы предоставить любому желающему в аренду личный транспорт – белого осла. Впрочем, несмотря на известность этой обители, в ущелье Кельт, где она расположена, сегодня спускается немного путников. Там живут несколько монахов да монашка-помощница; постояльцев почти нет.
Принадлежащий Греко-ортодоксальной патриархии монастырь окружают десятки келий и скитов – целый комплекс построек и сооружений, где на протяжении столетий жили монахи. Посчитав жизнь в кельях монастыря слишком комфортной, многие отшельники уходили жить в окрестные пещеры. С собой брали минимум еды и воды и проводили недели в одиночестве и молитвах. В монастырь возвращались лишь на праздничные и воскресные службы и трапезы. Пещеры часто оборудовались в самых труднодоступных местах, и монахам приходилось взбираться по навесным лестницам. Еду и воду им поднимали в корзинах.

О былом величии монастыря свидетельствуют остатки инфраструктуры пещерного комплекса: если прогуляться в окрестностях обители, непременно увидишь фрагменты террас, проложенные тропы, лестницы, заградительные сооружения и цистерны для сбора воды.

Став одним из центров отшельнической жизни в Иудейской пустыне, монастырь Георгия Хозевита на протяжении столетий привлекал монахов-паломников со всего мира: из европейских стран, из Сирии, Египта – в V–VI веках нашей эры тысячи жаждущих уединения монахов устремились в Иудейскую пустыню. В те времена здесь одна за другой появлялись лавры, киновии, скиты, некоторые из которых впоследствии превращались в крупные центры отшельничества.
/upload/iblock/50d/50df1541e6080c8cf4c56d14f0fe7064.jpg
Юрий Гершберг Мощи Иоанна Румынского, облаченные в ризу и кожаные тапки, которые святой носил при жизни.

Сегодня в Иудейской пустыне действующих монастырей того периода осталось не так уж много – Фарранская лавра, Георгия Хозевита, Мар Саба и Каранталь. Известный археолог Изхар Хиршфельд в книге «Пустыня Святого города» писал о сорока четырех монастырях и скитах, расположенных в самых труднодоступных пустынных ущельях. Но большинство из них превратились в заброшенные развалины.

«Из-за сложной политической ситуации в стране и территориальных претензий между Израилем и Палестинской автономией на данный момент никакие раскопки в Иудейской пустыне, и в частности в районе монастыря Георгия Хозевита, не проводятся», – говорит профессор Института археологии при Еврейском университете в Иерусалиме Джозеф Патрич, участвовавший в археологических экспедициях в ущелье Кельт.

Хотя еще сравнительно недавно израильские и зарубежные специалисты, по словам Патрича, принимали активное участие в раскопках около монастыря и выше по руслу, в районе Фарранской лавры, сегодня археологические объекты в Иудейской пустыне заброшены и почти не охраняются. В кельи в склонах каньонов может попасть любой желающий.

Если спуститься к руслу, на самое дно ущелья, можно обнаружить десяток пещер, где жили отшельники. В отвесных стенах каньона виднеются узкие закопченные входы в монашеские обители. Чтобы попасть в большинство из них, потребуется разве что ловкость, но в некоторые без помощи веревки проникнуть не получится.

О жизни прежних постояльцев пещер до сих пор можно многое узнать, посмотрев на остатки обстановки кельи, надписи на стенах и иногда попадающиеся кости животных. В одной келье уцелела широкая каменная скамья, высеченная в породе, в другой – фрагменты алтаря, в третьей – вся стена исписана греческим текстом.

Если пройти от монастыря в сторону Иерихона, свернуть на тропку и спуститься, не оступившись, по узкой винтовой лестнице, высеченной в скале, то упрешься в ярко-желтые ворота с колючей проволокой. За ними – скит Святой Анны, где, правда, давно живет не Анна, а монах-одиночка, ревностно оберегающий свое уединение.
/upload/iblock/aed/aed98595ad8359c8eacd4740f08932a2.jpg
Юрий Гершберг Атмосфера в монастыре Георгия Хозевита (на снимке – двор перед входом в обитель) располагает к спокойному миросозерцанию.

За забором виднеется небольшая вымощенная камнем площадка, аккуратная пальма и загон для кур. Мы долго стучим в железные ворота. Наконец из дверей скита высовывается седая борода – и тут же прячется обратно. «Уберите женщину! Немедленно уберите женщину!» – кричит монах не то Царю Небесному, не то фотографу-мужчине, который пугает его меньше, чем я.

Монастырь Георгия Хозевита был построен в период между 480–520 годами египтянином Иоанном Хозевитом, проживавшим прежде, как и большинство выдающихся монахов-отшельников библейской Палестины, в Фиванской пустыне. Тем не менее монастырь свое название получил в честь последователя Иоанна – Георгия Хозевита, приехавшего с Кипра, «за его выдающиеся деяния».

Расцвета обитель достигла в конце VI века, однако уже в начале VII-го для нее настали трудные времена, которые длились более десятка столетий, вплоть до XIX века, когда в ущелье вновь начали селиться отшельники. В 614 году монастырь был захвачен персами, а сам Георгий Хозевит взят в плен. По одной из версий, в конечном итоге персы не причинили вреда святому, по другой – ему удалось спрятаться в одной из многочисленных пещер ущелья, в которой он и пересидел персидское нашествие. Умер отшельник в 625 году, а его останки, облаченные в ризу, покоятся в центральной церкви монастыря.

В 1901 году монастырь Георгия Хозевита был полностью перестроен, но и в наши дни в нем продолжается активное строительство – во внутренних дворах не умолкают отбойные молотки, здесь можно запросто споткнуться о ведро с краской или испачкаться в цементе. С помощью рабочих монахи активно ремонтируют старые кельи и возводят новые. Новоделы, увы, несколько нарушают гармонию архитектуры монастыря, делая его эклектичным и довольно пестрым. Впрочем, мало кто может усомниться в древности обители, пускай сегодня здесь и есть электричество и водоснабжение, а в туалетах сделан евроремонт.

– Ну все, идите отсюда! – добродушно грозит нам женщина средних лет с ведром и шваброй. Мы выключаем осветительные лампы, убираем камеры и направляемся к выходу.

За воротами монастыря нас уже поджидает белый осел. Но мы уходим пешком, почти как настоящие отшельники.