Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Ледяной желоб

Александр Грек
04 февраля 2014
/upload/iblock/c40/c40caefbe432965535e91e6fba99ed87.jpg
Общая протяженность желоба 1814 метров, из них 314 метров – зона торможения. Максимальная скорость – 135 километров в час. Трасса точно повторяет рельеф местности, ее высшая точка находится на отметке 836 метров над уровнем моря, низшая – 704 метра.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой «Сочи 2014»
/upload/iblock/b57/b5708cd64446073b7e113aae357e1684.jpg
В ноябре 2013 года на олимпийской трассе прошла международная тренировочная неделя: спортсмены со всего мира могли «пристреляться» к желобу.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой «Сочи 2014»
/upload/iblock/b16/b163ae329683997a7733160b34b0c631.jpg
Трасса в Красной Поляне считается самой безопасной в мире – вылететь из ледяного желоба не позволят козырьки и борта.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой «Сочи 2014»
/upload/iblock/e4c/e4c89b6bd21f16465685fa63d40da5a9.jpg
Монтаж системы искусственного оледенения с аммиаком в роли хладагента.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой «Сочи 2014»
/upload/iblock/229/2296fe78d7a162ad2d97f1b0b67684f4.jpg
Значительная часть трассы защищена навесами. 
Фото: Фото предоставлено пресс-службой «Сочи 2014»
С третьей попытки нашей стране удалось построить санно-бобслейную трассу мирового уровня.
Создание бобслейных желобов – чрезвычайно редкое инженерное искусство, где цена ошибки порой исчисляется десятками миллионов долларов. К тому же искусство почти нетиражируемое – желоба, как, например, и поля для гольфа, всегда привязываются к рельефу, и повторить их не представляется возможным. Поэтому проектирование и устройство олимпийской трассы в Красной Поляне стало для строителей серьезным вызовом. Наша страна уже имела не очень удачный опыт в этой области. Долгое время у нас вообще не было санно-бобслейных трасс. Первым в СССР был построен в 1986 году желоб в латвийской Сигулде, и по многим параметрам он недотягивал до международных стандартов – например, его узкие виражи не позволяли устраивать состязания бобслейных экипажей-четверок. К тому же вскоре после запуска даже эта несовершенная трасса оказалась за границей. Вторая попытка была предпринята спустя 20 лет. Конструкция в подмосковной деревне Парамоново должна была удивить весь мир, и на ее строительство денег не жалели – она обошлась в 45 миллионов долларов. С учетом предыдущих ошибок трасса изначально создавалась под четырехместные бобы. Ошиблись в другом – проектировать спортивное сооружение поручили Институту механики МГУ, не имевшему никакого опыта в данной области. Российские инженеры и ученые пошли своим путем, рассчитав профили и кривые выхода из виражей иначе, чем это делали европейские проектировщики. Открытая Дмитрием Медведевым 10 марта 2008 года с большой помпой трасса не оправдала надежд – из-за просчетов проектировщиков здесь ни разу не проводились крупные соревнования по бобслею и скелетону. Ведущие спортсмены, как и прежде, были вынуждены тренироваться за границей. Не помогли даже ставшие притчей во языцех «экологически чистые нанотехнологии в намораживании льда».
Не успев открыться, трасса в Сочи уже точно установила один рекорд: это самый длинный санно-бобслейный желоб в мире – 1814 метров.
Третья попытка была предпринята в Красной поляне. Заказчиком выступил ГК «Олимпстрой», подрядчиком был омский НПО «Мостовик», а для проектирования пригласили канадца Терри Гудзовски и легендарного немецкого инженера Удо Гургеля, спроектировавшего большинство существующих в мире санно-бобслейных трасс. Первый свой желоб Удо сделал в далеком 1968 году в ГДР как ответ западным немцам, построившим в Кенигзее первую в мире санно-бобслейную трассу с искусственным льдом. Группа молодых инженеров, реализовавших проект «Трасса для саней Оберхоф», трудится до сих пор, хотя сегодня это, конечно, уже далеко не молодые инженеры. Как ни удивительно, метод строительства трассы в Сочи аналогичен тому, что был использован в Оберхофе – торкретирование, нанесение на поверхность железобетонных конструкций слоя бетона под давлением сжатого воздуха, в результате которого частицы цемента плотно взаимодействуют с конструкцией, образуя прочную гладкую поверхность без трещин, раковин и пор. А отсутствие последних – необходимое условие для повышения морозостойкости. Изначально планировалось сделать сочинскую трассу самой скоростной в мире, но серия несчастных случаев на соревнованиях, в том числе на трассе в Парамонове, сместила приоритеты – олимпийская трасса в Красной Поляне должна была стать самой безопасной в мире. Именно поэтому максимальную скорость тут ограничили 135 километрами в час – на 5–6 километров в час ниже запланированной. Для гашения скорости предусмотрено три контруклона, то есть участка, на которых боб едет не вниз, а вверх, чего, кстати, нет ни на одном подобном сооружении в мире. Трасса строилась в тесном сотрудничестве с международными федерациями по бобслею, скелетону и санному спорту и поэтому точно соответствует международным стандартам. Сам Удо Гургель считает сочинский желоб своим лучшим творением. По его словам, трасса сложная, местами очень скоростная, очень интересная, одна из самых безопасных в мире и, опять же впервые в мире, просматривается со всех сторон. Решение о приоритете безопасности было принято после гибели на Олимпиаде 2010 года в Ванкувере грузинского саночника Нодара Кумариташвили, который на скорости 145 километров в час вылетел с трассы и ударился о поддерживающую бетонную колонну. В Красной Поляне все опасные для вылета повороты и участки оборудованы помимо контруклонов бортами и козырьками безопасности, так что в случае потери контроля над бобом или санями спортсмен остается внутри желоба. Многочисленные козырьки также призваны защитить трассу от солнца и обильных снегопадов, которыми славится регион, – недаром Красная Поляна считается Меккой фрирайда. Участки без козырьков на время простоя закрываются от осадков и солнца защитными шторами, которые одновременно играют роль термоса, сохраняя лед в почти субтропическом климате. Не успев открыться, трасса в Сочи уже точно установила один рекорд: это самый длинный санно-бобслейный желоб в мире – 1814 метров. Осталось только дождаться рекордов спортивных. Фотографии предоставлены пресс-службой «Сочи 2014».