Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Путешествия

Личинка во лбу: последствия отдыха в далекой стране

30 января 2019
/upload/iblock/36a/36af1e66649ea3ce3137c7f206eb882c.jpg
Фото: Wade et al., BMJ Case Reports, 2019
/upload/iblock/243/243d24a6ab2b16e01e563e607119aee8.jpg
Фото: Researchgate.net
Жительница Великобритании вернулась из Уганды вместе с необычным попутчиком.
Перед поездкой в экзотические страны рекомендуется делать прививки, а во время путешествия – следить за диетой и гигиеной: иногда сберечь здоровье могут элементарные действия вроде мытья рук. Впрочем, получить необычное заболевание можно совершенно непредсказуемым образом: так пострадала туристка из Великобритании, отдыхавшая в Африке.

55-летняя женщина вернулась домой из Уганды, но через девять дней отправилась к врачам: ее беспокоила боль в области лба. Припухлость напоминала воспаление, и медики, заподозрив заражение в месте укуса, прописали туристке антибиотики. Однако ситуация усугубилась: три дня спустя пациентка снова обратилась к докторам. На сей раз была установлена истинная причина: под кожей находилась личинка.
/upload/iblock/8ad/8ad2fff09707730f143b7a4276561f79.jpg
Wade et al., BMJ Case Reports, 2019

Виновницей оказалась муха Cordylobia rodhaini, которая обитает в тропических лесах Африки. Насекомые рода Cordylobia паразитируют на крысах, обезьянах и антилопах. Случай с туристкой – редкий, но не уникальный: первое заражение человека было зафиксировано в 70-х годах, и с тех пор известно 14 таких случаев (а для Великобритании он – второй).

Развитие личинки идет в несколько этапов. Сначала самка откладывает яйца на почву, увлажненную экскрементами животных, или на пропитанную потом одежду. Когда яйцо попадает на кожу хозяина, личинка вылупляется из яйца и проникает в эпителий, проделывает небольшое отверстие для дыхания – и начинает расти, что сопровождается болевыми ощущениями в пораженной области.

Во вновь описанном случае муха, вероятнее всего, отложила яйца на полотенце, которым туристка обматывала голову. Британка стала первым человеком, у кого образовался миаз на лице: во всех прошлых описанных случаях они располагались под одеждой.

Извлекать личинку следует с осторожностью: на ее теле множество миниатюрных шипов, которыми она цепляется за кожу хозяина. Чтобы не повредить личинку (это чревато кожными воспалительными реакциями), медики замазали отверстие в миазе вазлином, лишив насекомое воздуха. Когда личинка продвинулась ближе, была проведена хирургическая операция. В ходе ультразвукового исследования нашли и еще одну личинку. Чтобы восстановиться после операции, женщина провела в больнице четыре дня, но теперь она здорова.

Профилактика подобного происшествия заключается в соблюдении правил гигиены: влажная одежда привлекает различных тропических насекомых. Узнайте о профилактике вируса Зика.