Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Марокканская мозаика

Марокко: врата Атлантики

Иван Васин
24 мая 2016
/upload/iblock/fa4/fa4c87d2b58cf2c2af83c9a908acca76.jpg
Фото: Andrzej Wójtowicz/Flickr.com
/upload/iblock/d07/d07ad2afa39ff81983893fd51d78a3b3.jpg
Фото: Jean-François Gornet/Flickr.com
/upload/iblock/414/414834f26779922b7af01af2510b73ab.jpg
Фото: Jean-François Gornet/Flickr.com
/upload/iblock/d99/d994ed03b2ac69fdf5313f0840ac965d.jpg
Фото: Andrzej Wójtowicz/Flickr.com
/upload/iblock/7f9/7f9341e0668e7f7e8eae239c49446731.jpg
Фото: Иван Васин
Обаятельные портовые города Эль-Джадида и Асила редко появляются на экранах радаров приезжающих в Марокко – все торопятся в Касабланку и Эс-Суэйру, Фес и Марракеш. Но это и к лучшему, ведь любопытный путешественник, решивший разнообразить свой маршрут, найдет здесь импозантные форты, рыбные рестораны и, не в последнюю очередь, отличные пляжи. И все это – без толп иностранных туристов.

Эль-Джадида: марокканский Довиль

Современное название города Эль-Джадида, данное ему в XIX в., означает «новая». Но не такой уж он и молодой – поселение на этом месте было основано в 1514 г. португальцами и прежде называлось Мазаган. Для защиты проходящих вдоль побережья по морской дороге в Индию кораблей построили порт и мощную крепость. В конце XVIII в. цитадель пала под натиском арабов, за что отходящие португальцы отомстили им, сровняв твердыню с землей. Спустя столетие форт был отстроен заново, и город стал расти и расширяться, выходя за пределы старого португальского. В наши дни Эль-Джадида живет в основном за счет сельского хозяйства, рыболовецкого флота и... летнего туристического сезона. За краткость и популярность которого знаменитый правитель Марокко времен французского протектората маршал Лиотэ именовал ее не иначе как «марокканский Довиль». Бесспорно, главная достопримечательность Эль-Джадиды – несколько обшарпанный, но от того еще более фактурный португальский город, обнесенный мощными крепостными стенами. По сути, это единый ансамбль крепости – его по достоинству оценил сам Орсон Уэллс, снимавший здесь сцены из фильма-лауреата Каннского фестиваля «Отелло». Центр находится под защитой ЮНЕСКО и включает в себя несколько любопытных мест для посещения. Первое из них – огромная и атмосферная португальская цистерна, использовавшаяся в качестве зернохранилища, а позже служившая водным резервуаром для снабжения защитников крепости. Местные гиды с гордостью демонстрируют отметки, показывающие уровень воды в предыдущие годы, и проводят кругом по периметру внутренних стен, «делясь» самыми выгодными ракурсами. В водном зеркале, подсвеченном центральным отверстием, отражается большинство из 25 мрачных каменных колонн. Они смыкаются в готические арки и поддерживают массивный свод, придавая общей картине облик совершенно нереальный. Один только совет: для фотографий непременно захватите штатив, так как света тут всегда недостаточно.
/upload/iblock/968/968b30a8b4a753c356e698b6de7e1c9a.jpg
Иван Васин
Если от цистерны пройти чуть дальше, мостовая приведет к бастиону Ангела, откуда открываются отличные виды на весь португальский город, покачивающиеся на волнах лодчонки и прилегающие пляжи; летом здесь много и любителей виндсерфинга и кайтинга. А с расположенного напротив бастиона святого Себастьяна можно увидеть старое еврейское кладбище – с «задником» из Атлантического океана оно выглядет еще фотогеничнее. Совет: Неподалеку от Эль-Джадиды раскинулся небольшой, но очень любопытный городок Аземмур. Его центр тоже представлен укрепленными постройками португальского периода, возвышающимися над рекой Умм-эр-Рбия – на полуразрушенные стены можно подняться и обойти часть симпатичной медины по периметру. Когда-то здесь жило немало евреев, о чем напоминает их обширный квартал меллах. Лучший, по-настоящему открыточный вид на Аземмур открывается с моста через Умм-эр-Рбию.

Асила: место силы

Крохотный город с «мощным» именем Асила в последнее время привлекает к себе все больше внимания – все благодаря относительной близости к Европе и ежегодного Международного культурного фестиваля, проходящего в августе. Место для него было выбрано не случайно – за долгую историю Асилы в этих краях побывало немало народов, каждый из которых привнес в ее «плавильный котел» что-то свое. Город был основан еще карфагенянами, которые называли его Зилис – и это делают Асилу одним из первых дошедших до нас поселений на марокканской земле. После поражения карфагенян в пунических войнах, Асила отошла под контроль римлян. В начале XV в. она служила основными морскими воротами для торговцев из Феса, но вскоре, наряду с большинством других портов марокканского атлантического побережья, была захвачен португальцами. Они-то и построили дошедшую до нас медину, которую сегодня можно осмотреть за пару неспешных часов. По правую руку от главного входа находится Центр международных встреч имени Хасана II: это здесь вот уже несколько десятилетий проходит августовский Фестиваль культуры. Во время праздника музыканты и художники со всего мира представляют на суд публики свое искусство, а в завершающие дни устраиваются скачки-джигитовки «Фантазия». Все началось в 1978 году, когда два друга Мохаммед Бенаисса и Мохаммед Мелехи организовали первый фестиваль под лозунгом «Культура и искусство для развития» и пригласили 11 художников со всего мира в буквальном смысле этого слова разукрасить город. Помочь им взялись местные жители и их дети, которые уж точно не могли пропустить подобное развлечение. Тогда же подключилось и марокканское министерство культуры – была реконструирована часть укреплений, а бывшую резиденцию пирата Эр-Раиссули превратили в помпезный Дворец культуры. С каждым годом сюда стало приезжать все больше художников и туристов, благодаря которым происходило постепенное улучшение инфраструктуры и реставрация все новых зданий. Пляжи и улицы Асилы очистили от мусора – город засиял и получил, без преувеличения, новый смысл жизни. Причем и после фестиваля атмосфера богемности не исчезает: здесь работают галереи с постоянной экспозицией, где можно увидеть немало любопытных экспонатов концептуального искусства – в Марокко это встретишь далеко не везде. Вообще, если забыть, что находишься в Северной Африке, то милейший Асила больше всего напоминает городок на каком-то неведомом греческом острове: белые стены домов, синие ставенки, виды на море – и никого кругом. Просто апофеоз фотогеничности! Правда, тапас и паэлья в меню большинства ресторанов и кованые жалюзи на окнах мигом отсылают к испанскому провинциальному городу – каковым он и был вплоть до 1956 года. В последние годы немало зажиточных марокканцев и иностранцев (опять-таки, испанцев) приобрели себе особняки в рамках крепостных стен, за счет чего медина немного потеряла в аутентичности, зато приобрела в опрятности. Юго-западный бастион цитадели выдается в океан, и отсюда открываются лучшие виды на город, опоясанный крепостными стенами и белоснежную усыпальницу святого Сиди Мамсура. По вечерам же тут не протолкнуться от «солнцепоклонников» – знающие люди приходят сюда ради того, чтобы увидеть как огромное красное солнце, догорая, с шипением тает за горизонтом. Совет: в 25 км от города можно увидеть совершенно неожиданное для Марокко зрелище – кромлех М’Сура. Считается, что эти мощные монолиты (высота – 6 метров) датируются еще финикийскими временами и окружают место упокоения некого знатного человека.