Журнал №190, июль 2019
Путешествия

Орнитологи окольцевали российских орлов

13 января 2014
/upload/iblock/149/1498fa0d0ed3ed20cef52c2351d8c02e.jpg
В начале 2013 года Русское географическое общество выделило грант на изучение и охрану орлов России. Одной из необходимых задач в рамках проекта было кольцевание птиц. За минувший год были окольцованы сотни орлов, что помогло составить карту ареалов их обитания.
Кольцевание птиц - метод мечения, используемый в орнитологии для изучения биологии диких птиц. Пернатых кольцуют на месте гнездования, на пути пролета, во время линьки или на зимовке. Анализ полученных данных позволяет судить о путях и сроках миграции птиц, об их расселении, изменении численности, причинах гибели, о продолжительности жизни. Это важно для согласования правил охраны перелетных птиц в разных странах, в интересах охотничьего хозяйства, для изучения путей переноса птицами паразитов и возбудителей болезней. Все орлы и орланы, обитающие в России, относятся к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам. Они внесены в Красную книгу России, Красные книги субъектов РФ и мира. В то же время популяции этих видов относительно слабо изучены: недостаточно известны их актуальное распространение, пути миграции, угрожающие им факторы. В рамках проекта, инициированного Русским географическим обществом, в гнездовой сезон 2013 года, с мая по август, 5 полевых отрядов Сети изучения и охраны пернатых хищников проводили изучение орлиных популяций и кольцевание орлят в 9 субъектах четырех регионов России: Республике Татарстан, Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Астраханской и Волгоградской областях, Республике Калмыкия, в Алтайском крае и Республике Алтай. Кроме того, аналогичную работу вели 4 группы орнитологов в Вологодской, Ярославской и Нижегородской областях, в Республике Мордовия и на Ямале. Первыми в центральной России начинают размножаться орланы-белохвосты; они же были и первыми в списке на кольцевание. Большая европейская популяция орлана гнездится вдоль Волги. К середине июня здесь было закольцовано в общей сложности 49 птенцов. А во второй половине орнитологического лета, в июле, орнитологи занимались кольцеванием птенцов солнечного орла (могильника) в Поволжье и в Алтае-Саянском регионе, а также степного орла в горах Алтая, где позже всего начинает размножаться этот вид. Теперь подведены итоги этой масштабной работы. Всего было окольцовано 363 орла пяти видов в 14 субъектах пяти регионов России и 212 орлов трех видов в двух регионах Казахстана.