Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Пекин-Лхаса

Андрей Каменев
30 марта 2012
/upload/iblock/492/4922f8513dea152b91711e7e8f778fae.jpg
Тибетское плато – самое большое по территории и самое высокогорное на планете. До того как здесь провели железную дорогу, оно оставалось практически изолированным от остального мира.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/47a/47a06b334a81763160b076291bfd6c9d.jpg
Главные символы Пекина – самая большая в мире площадь Тяньаньмэнь с мавзолеем Мао Цзэдуна и Дворец императора, известный как Пурпурный Запретный город (на следующей фотографии).
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/41e/41e029553b30063f8d84d4b77f2fe1f7.jpg
До провозглашения в 1911 году Китайской Республики Пурпурный Запретный город пять веков служил резиденцией для правителей Поднебесной.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/a68/a68e123d1fcabe7ad3ecee5d79dcf5c7.jpg
Цинхай-Тибетская железная дорога – одно из инженерных чудес нового тысячелетия. И не только из-за суперсовременных мостов и тоннелей. Это – самая высокогорная дорога в мире – 900 километров пути проходит на высоте более 4000 метров над уровнем моря. Общая протяженность – 1956 километров. И это тоже абсолютный рекорд для условий высокогорья.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/4bf/4bf62b85c57081a56dbbbf0bf5abb8ec.jpg
Самой трудной задачей для строителей железной дороги на Тибете были сложные почвы. Летом, когда лед здесь оттаивает, земля съеживается – и возникают трещины, которые могут разрушить железнодорожное полотно. Пришлось отдельные участки дороги возводить на сваях, а другие прокладывать слоем щебня.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/02b/02b77b782ec00578eb73b22132e6f9d9.jpg
Они довольно однообразны. Холмы, террасы гор, скудная растительность, пасущиеся яки. Время от времени мелькают деревушки с домами из камня, проложенного кизяком.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/4fd/4fd2f76d7450d23e1ce2196fbc8bcd73.jpg
Тибетцы приезжают сюда совершить кору – обход одного из монастырей по часовой стрелке. В руках паломники держат четки и молитвенную мельницу. Один ее оборот приравнивается к одной молитве. Одновременно верующие крутят установленные у священных стен барабаны с мантрой внутри.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/5e7/5e756eab7165ac44f20dfb1bd53028fb.jpg
Тибетцы очень религиозны. Паломников всех возрастов, включая и детей, в Лхасе можно увидеть круглый год.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/995/9956adb4a75056fd35685bf67fce9221.jpg
Тибетцы и сегодня носят красочные национальные костюмы, в отличие от китайцев, которые все больше отдают предпочтение европейскому стилю в одежде.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/67b/67bea313edc4c11e8f1bdd4c65e18a34.jpg
Вокзал в Лхасе, выстроенный к открытию железной дороги, своими формами вторит Потале – дворцу – резиденции далай-ламы в тибетской столице. Удивительно, что громадное даже по современным меркам здание вокзала отапливается исключительно при помощи солнечной энергии.
Фото: Андрей Каменев
/upload/iblock/f80/f802695547fa4cdd76837b91b6c05d1a.jpg
Священная Потала, словно парящая над Лхасой, расположена на Красной Горе, высота которой – 3700 метров над уровнем моря. В переводе с санскрита «Потала» означает «мистическая гора». Этот дворцовый комплекс столь грандиозен, что до сих пор нет точных данных о том, сколько там всего комнат и залов. Говорят, что никому не удалось обойти их все.
Фото: Андрей Каменев
Тибет называют Запретной страной. Это самое высокогорное плато на планете, и до недавних пор путь к тибетским святыням был долгим и непростым. С постройкой железной дороги Пекин-Лхаса, тоже побившей рекорд высоты, все изменилось.
Добираться из Пекина в Лхасу по недавно введенной в строй Цинхай-Тибетской железнодорожной магистрали мы с друзьями решили не случайно. Когда она открылась в июле 2006 года, об этом написали все мировые новостные агентства. Раньше, направляясь в Тибет, на поезде из Пекина можно было доехать только до Синина – главного города провинции Цинхай. Потом надо было пересаживаться на машину и петлять по опасному горному серпантину, построенному еще в 1954 году. Путешествие длилось две недели. Согласитесь, это долго, если ваша главная цель – Лхаса, а не любование пейзажами сначала равнинного Китая, а затем горного Тибета. Теперь этот путь занимает всего двое суток. В Лхасу еще можно прилететь на самолете. Здесь есть аэропорт. Но большинство путешественников предпочитали добираться на машине. Причина – горная болезнь. Главный город Тибета находится на высоте 3650 метров над уровнем моря, и организм человека с трудом справляется с неприятными ощущениями из-за разреженного горного воздуха. А спуститься на уровень ниже, как это делают альпинисты, невозможно – Лхаса стоит на плато. На машине же, пока вы едете, происходит постепенная акклиматизация. 30 тысяч человек строили новую дорогу в невыносимых условиях – 550 километров дороги пролегало в зоне вечной мерзлоты, температура местами падала до минус 45 градусов, дул ледяной ветер. Из-за нехватки кислорода работать приходилось в масках. Понятно, что Китай вложил в этот проект более трех миллиардов долларов не ради рекордов. Была цель посерьезнее: надежно связать мятежный Тибет с остальной страной, увеличив туда приток не только туристов, но и китайцев. В Пекине мы провели три дня – надо было купить билеты и получить разрешение на въезд в Тибет. Туда просто так не попадешь. Сделать все самим оказалось невозможно – китайцы не говорят на иностранных языках. Чтобы попасть, например, на площадь Тяньаньмэнь и в Запретный город, мы показали таксисту срисованные из китайского путеводителя иероглифы. Для оформления документов и покупки билетов пришлось нанять специального человека, говорящего по-английски и со связами в инстанциях, где выдают разрешения.
30 тысяч человек строили новую дорогу в невыносимых условиях – 550 километров дороги пролегало в зоне вечной мерзлоты, температура местами падала до минус 45 градусов.
Но вот наступил день отъезда в Лхасу. Приезжаем на гигантский вокзал, внутри почти пустынный. Провожающих туда не пускают. У входа люди в форме тщательно проверяют билеты и документы. У вагона их смотрит еще и проводник. В поезде – чистота, герметизация, воздух, пропускаемый через кондиционеры, обогащают кислородом. В купе на четырех человек, помимо телевизоров, мы обнаружили и кислородные маски – на всякий случай. Между вагонами нет дверей, только вращающиеся тамбуры со сквозными проходами, идеально чистые туалеты и умывальники в ряд. Из окон вагона ничего не выбрасывается, весь мусор прессуется прямо в поезде, собирается в герметичные контейнеры и выгружается в конечном пункте прибытия. По коридорам ходят продавцы и предлагают китайскую лапшу, которую можно развести, налив кипяток из большого термоса в вагоне. Есть и ресторан. За окном сначала мелькают мягкие пейзажи равнинного Китая – сплошь поля, огороды и теплицы. После Синина картинки резко меняются. Одни горы и холмы со скудной растительностью. Поезд идет в подъем на Тибетское плато, средняя высота здесь – 4000 метров. Железная дорога начинает сильно петлять, и в окно можно увидеть тепловоз. Иногда путь пересекают небольшие тоннели под насыпью. Предназначены они для диких животных, чтобы те могли передвигаться в любом направлении. В окно можно было увидеть целые стада куланов и тибетских антилоп, мирно пасущихся на склонах и не обращающих никакого внимания на мчащийся мимо поезд. Лхаса, куда мы приехали к вечеру, встретила нас таким же огромным и пустынным, как в Пекине, вокзалом. На выходе нас тут же окружили местные жители, главным образом китайцы, предлагая свои услуги в качестве таксистов и носильщиков. Быстро доезжаем до гостиницы – их здесь довольно много, на любой вкус и кошелек. Столицу Тибета давно облюбовали туристы, приезжающие сюда, чтобы увидеть главную святыню тибетцев – дворец Потала, резиденцию далай-ламы. Он был возведен в XVII веке на фундаменте более древнего дворца. Грандиозное 13-этажное сооружение высотой 115 метров и общей площадью более 130000 квадратных метров не может оставить равнодушным никого и, несомненно, заслуживает того, чтобы проделать этот долгий путь. Когда далай-лама после неудачного восстания тибетцев в 1959 году был вынужден покинуть дворец и бежать из страны, часть Поталы открыли для туристов. Но работу всего комплекса сегодня по-прежнему поддерживают монахи. Наш отель находился рядом с одним из самых известных тибетских монастырей Джоканг с древней статуей Будды, привезенной в Лхасу еще в X веке. Здесь всегда толпы паломников. Осмотрев и другие древние монастыри Лхасы, мы решили поехать во второй по значению город Тибета – Шигадзе. Но туда нам пришлось добираться уже на машине. Железная дорога от Лхасы сюда пока строится, и это будет последним ее участком на магистрали Цинхай–Тибет. Была у нас с самого начала еще одна идея – добраться до заснеженных склонов Кайласа – горы, высота которой достигает 6714 метров, – и спуститься вниз на лыжах. Но обильные снегопады не дали нам даже приблизиться к ее склонам. Получилось, что наше путешествие длилось ровно столько, сколько занял проезд по новой железной дороге. Обратно в Пекин мы летели уже самолетом.