Журнал №190, июль 2019
Путешествия

Популяция зубров в России восстанавливается

02 декабря 2013
/upload/iblock/f84/f84dc29017fc3a39692526d9bc1b7286.jpg
Зубры — последние представители диких быков в Европе. Автор фото: sedoglia.
В России реализуется программа по восстановлению популяции зубров. В следующем году их численность может вырасти в три раза по сравнению с 90-ми годами: до 600 особей.
Зубр — самое тяжелое и крупное наземное млекопитающее Европы и последний европейский представитель диких быков. Длина его тела может достигать 330 сантиметров, высота в холке — двух метров, а вес — одной тонны. Изначальный ареал зубров простирался от Пиренейского полуострова до Западной Сибири, включая также Британию и южную Скандинавию. Еще в Средние века люди высоко ценили зубров и защищали их от браконьеров, но с годами их численность неуклонно сокращалась. К концу 1990-х годов вольные популяции чистокровных зубров на Кавказе были практически уничтожены, а всего в России оставалось менее 200 особей. С 1996 года Всемирный фонд дикой природы (WWF) реализует программу по созданию вольноживущей популяции зубров в лесах нашей страны. За это время было организовано шесть завозов зубров из Европы; некоторых после передержки выпустили в природу, а наиболее генетически ценных особей оставили в питомниках для обновления популяции. Животных выпускают в лесные экосистемы Окского региона (в Орловской, Брянской, Калужской, Владимирской областях). Кроме того, в прошлом году на территории Тебердинского и Северо-Осетинского заповедника было выпущено 17 зубров. При этом животные, привезенные в Тебердинский заповедник, гармонично влились в дикую природу, объединившись с уже живущими там зубрами. 30 ноября 2013 года новая группа зубров из Приокско-Террасного заповедника была выпущена в карантинный вольер Тебердинского заповедника. Они проведут здесь месяц перед тем, как будут помещены в естественную среду обитания. Согласно подсчетам экспертов, уже в следующем году численность зубров в России может достичь 600 особей, причем не менее 450 из них составят животные вольноживущих групп.