Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Путешествия

Россия и Белоруссия спасут зубров совместными усилиями

26 декабря 2013
/upload/iblock/212/212da6f47d2e853e396d0121d8bf06ba.jpg
Зубр - последний европейский представитель диких быков. Автор фото: Marc BERGBAUER.
Россия и Белоруссия создают «Дорожную карту для зубра» - программу, направленную на восстановление ареала этого вида на территории двух государств.
Зубр - самое тяжелое и крупное наземное млекопитающее Европы. Длина его тела может достигать 330 сантиметров, высота в холке - двух метров, а вес - одной тонны. Изначальный ареал зубров простирался от Пиренейского полуострова до Западной Сибири, включая также Британию и южную Скандинавию. Однако за последние столетия популяция зубра стремительно сокращалась. В 1923 году было создано Международное общество по сохранению зубров; его эксперты, проведя перепись, обнародовали катастрофические цифры: по состоянию на 1 января 1927 года в природе не осталось ни одного зубра, а в различных зоологических и природных парках мира сохранились лишь 48 животных этого вида. Тогда же началась работа по восстановлению численности популяции: в Беловежской пуще, в европейских зоопарках, на Кавказе. С 1996 года Всемирный фонд дикой природы (WWF) реализует программу по созданию вольноживущей популяции зубров и в лесах России. За это время было организовано шесть завозов зубров из Европы; некоторых после передержки выпустили в природу, а наиболее генетически ценных особей оставили в питомниках для обновления генофонда. Аналогичные меры необходимо предпринимать и в Белоруссии, поэтому к 2013 году был создан проект программы Союзного государства «Формирование оптимального ареала европейского зубра как гарантии его долговременного сохранения» («Дорожная карта для зубра») на 2014-2018 годы». Весной концепцию рассмотрел и одобрил Постоянный комитет, а на прошлой неделе документ подписали министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской и министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Белоруссии Владимир Цалко. В рамках проекта зубров расселят на территории Белоруссии и России, где им подберут благоприятные участки площадью в несколько тысяч квадратных километров. Для улучшения генофонда новых популяций планируется провести серьезную научную работу. Из микропопуляций, содержащихся в различных странах, ученые отберут зубров с различающимися генетическими параметрами, чтобы на их основе в питомниках выводить потомство с максимально возможным набором полезных генов. При успешной реализации союзной программы ожидается увеличение общей численности зубров в России и Белоруссии до 5000 особей. Фото: Марк Бергбауэр