Журнал №190, июль 2019

/upload/iblock/195/1952795ea4d9ee5f5f771cc799191fb5.jpg
/upload/iblock/77e/77e1e1285f5f257ef83fd6ff482f3eb7.jpg
/upload/iblock/b4b/b4bfc73c29de809e0a73f413c4dfb730.jpg
Фото: Фотография предоставлена Минприроды России
Научно-исследовательские работы российских ученых в Антарктиде продолжатся: министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской заверил, что эти исследования являются основным механизмом обеспечения геополитических интересов России в регионе.
В 2013 году завершились работы по изучению подледникового озера Восток в рамках подпрограммы «Изучение и исследование Антарктики» ФЦП «Мировой океан». В начале 2014 года экспедиция под руководством специального представителя Президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова и при участии главы Минприроды Сергея Донского посетила антарктическую станцию «Восток». Перед экспедицией, в частности, стояла задача оценить состояние и оснащение российских антарктических станций. На «Востоке» с февраля 2012 года ведется керновое бурение. Отбор керна с научной целью – эффективный метод исследования ледников, донных отложений океанов и озер. По керну можно судить об изменении климата, геодинамической обстановке, видах фауны и флоры, существовавших в определенную геологическую эпоху, а также о строении земной коры. В сезоне-2014 ученые планируют получить для исследований новые 50-60 метров керна. По словам Сергея Донского, наша страна сегодня сохраняет позиции лидера в области антарктических исследований. Благодаря работе российских ученых человечество сможет еще больше узнать о глобальных процессах, происходящих на планете. Так, данные изотопного анализа ледяного керна, извлеченного из скважины в сезоне 2012/2013, позволили реконструировать климатические изменения в атмосфере Антарктики за последние 420 тысяч лет. Это событие было признано научным результатом года по версии журнала National Geographic. Сейчас в лабораториях Арктического и антарктического научно-исследовательского института и Петербургского института ядерной физики продолжается изучение образцов по геохимическим, изотопным и микробиологическим показателям. По результатам посещения антарктических станций С. Донской сообщил, что Минприроды России внесет изменения в параметры финансирования подпрограммы «Организация и обеспечение работ и научных исследований в Антарктике» (в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды») при формировании бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 года. В подпрограмму будет включен ряд мер, которые позволят продолжить проведение научных исследований, имеющих мировое значение, осуществить модернизацию инфраструктуры российских антарктических станций, в первую очередь, уникальной внутриконтинентальной станции «Восток». Это позволит реализовать Стратегию развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года. Смотрите видео из личного архива министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского.