Поиск
x
Журнал №190, июль 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Семь шагов в освоении Северного морского пути

Наталия Майборода
16 сентября 2013
/upload/iblock/579/5791222f52c63c5caf4b4549c5d78bc0.jpg
Модель поморского судна XVII-XIX века. Поморские кочи обладали уникальными мореходными характеристиками.
/upload/iblock/04a/04a9a3b22fc48c81c0b21eee827a51a5.jpg
Ледорез « Федор Литке», ранее носивший названия «Канада» и «Earl Grey», был сконструирован в Великобритании в 1909 году и куплен российским правительством во время Первой мировой войны. Это изящное и удачливое судно первое преодолело СевМорПуть за одну навигацию.
/upload/iblock/705/705cd934b83ff8403744e74a6d5b1d33.jpg
Экспедиция и спасение экипажа парохода «Челюскин» в 1933-34 годах было одним из главных событий в советских новостях.
/upload/iblock/f77/f77639a3778b4ab6ee2bcaad7aa5e333.jpg
Изображение первого в мире атомного ледокола «Ленин» на российской почтовой марке 2009 года. Фото: Почта России.
/upload/iblock/418/4183c642fa7ddf366b24dfeeaca9cfdc.jpg
Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» одной из первых достигла Северного полюса и после всплытия установила там флаг СССР. Автор: Mike1979 Russia.
/upload/iblock/89f/89fb067a3e20acf658d31d70ac5394fe.jpg
Первое судно, прошедшее из Китая в Европу по Северному морскому пути за одну навигацию в 2013 году, - сухогруз китайской компании COSCO Yong Sheng. Автор фото: Oyoyoy.
/upload/iblock/934/934ff889ff34654a79bad7095aaf79a0.jpg
Ледоходный пароход «Вайгач» в 1914—1915 годах вместе с судном «Таймыр» первым из русских судов прошел Северным морским путём из Владивостока в Архангельск.
16 сентября 1915 года экспедиция на ледокольных пароходах «Таймыр» и «Вайгач» под руководством Бориса Вилькицкого прибыла в Архангельск из Владивостока, совершив первый в истории мореплавания сквозной рейд по Северному морскому пути. В связи с этим событием мы рассказываем об этой и других историях освоения «национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике», как определяет Севморпуть законодательство РФ.
Cеверный морской путь — одна из морских магистралей на пути из Азии в Европу, имеющая значительно меньшую протяженность, чем альтернативный маршрут через Суэцкий канал и, конечно, мыс Доброй Надежды. Так, протяженность Северного морского пути составляет 14 280 км. Для сравнения, длина маршрута через Суэцкий канал приближается к 24 000 км, а вокруг мыса Доброй Надежды - к 30 000 км. Основное назначение Севморпути сегодня — обеспечение продовольствием и другими товарами жителей российского Севера, а также перевозки полезных ископаемых с арктических месторождений. 1. Поморы и их экспедиции на кочах. Русские поселенцы, поморы, поселись на территории западного берега Белого моря от Онеги до Кеми в начале прошлого тысячелетия. Для длительных плаваний по северным морям они сконструировали парусное судно, которое получило название «коч». Дизайн корпуса, имеющего форму скорлупы ореха, способствовал плаванию в северных широтах. Деревянное судно с легкостью перемещалось среди льдин и оставалось нетронутым при их сжатии — давление выжимало коч на поверхность льда. На таких промысловых судах «живущие по морю» отправлялись в плавание в поисках морского зверя и рыбы. На кочах были осуществлены и первые выдающиеся экспедиции русских мореплавателей. Так, в 1601-1602 годах помор Лев (Леонтий) Иванович Шубин совершил плавание из Северной Двины в Тазовскую губу, где позже был основан город Мангазея - первый русский заполярный город в Сибири. Мангазейский морской путь — маршрут из Белого моря в Западную Сибирь — стал одной из важнейших транспортных магистралей поморов. В 1648 году в экспедицию отправились Семен Дежнев и Федот Попов. На семи кочах они прошли от реки Колымы (Магаданская область) до Берингова пролива, отделяющего Аляску от Чукотки. Об этом великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 году. Обогнув крайнюю восточную точку Азии, русские мореходы назвали ее «Большим Чукотским Носом» - сегодня он известен как мыс Дежнева. 2. «Таймыр» и «Вайгач». Экспедиция под командованием Бориса Вилькицкого началась в 1914 году. Два ледокольных корабля, «Таймыр» и «Вайгач», вышли из Владивостока в начале июля с целью достичь Архангельска через моря Северного Ледовитого океана и провести по пути океанографические исследования. Плавание проходило в тяжелых условиях, и экипаж был вынужден зимовать среди льдин в районе полуострова Таймыр с сентября 1914 по июль 1915 года. Лишь с началом навигации 1915 года, когда льды ослабли, корабли смогли продолжить свой путь. 3. Экспедиция «Литке». Первым кораблем, прошедшим весь путь с востока на запад за одну навигацию, был ледорез «Федор Литке», названный в честь адмирала и исследователя Арктики Федора Петровича Литке. Ледовая защита судна была довольно легкой для таких суровых условий и удивительно, что именно ему, а не мощным ледоколам, удалось в 1934 году пройти Северный морской путь «за один присест». Особенностью его конструкции было то, что он прокалывал лед своим острым корпусом, а не продавливал его, как это делали ледоколы. Позже «Федор Литке» установил еще один рекорд — во время экспедиции 1955 года была найдена глубочайшая точка Северного Ледовитого океана - 5449 метра - впадина Литке. 4. «Челюскин» — главная героическая сага 30-х годов. В 1933 году пароход «Челюскин» отправился в сквозной рейс по Северному морскому пути. В то время он был одним из самых современных грузо-пассажирских кораблей, сконструированных для навигации в водах Северного Ледовитого океана. Названное в честь русского мореплавателя Семена Ивановича Челюскина, судно вышло из Мурманска в сторону Владивостока 2 августа. Достигнувшее района Берингова пролива, оно было вынесено льдами обратно в Чукотское море, где «Челюскин» потерпел кораблекрушение в феврале 1934 года. Через два дня началась операция по спасению более ста человек, которые покинули борт тонувшего судна и ожидали помощи на льдинах. Под командованием Валериана Куйбышева пострадавшие были эвакуированы с помощью авиации в течение 2 месяцев. Полярные летчики, участвовавшие в операции, получили первые в СССР награды Героев Советского Союза. 5. Атомные ледоколы «Ленин» и «Арктика». Первый в мире атомный ледокол был спущен на воду 5 декабря 1957 года. Впервые появилось судно, которое могло круглогодично проводить суда практически по любым маршрутам в Северном Ледовитом океане. Однако даже «Ленину» не удалось осуществить одну из самых амбициозных целей в мировой истории судостроения — достичь Северного полюса по поверхности океана. Это достижение осталось следующему поколению атомных ледоколов. Так, ледокол «Арктика» достиг самой северной широты в 1977 году. Сам «Ленин» зарекомендовал себя настоящей «рабочей лошадкой», проводившей караваны судов вплоть до 1990 года. 6. «Подводные истории». Так уж сложилось, что обе сверхдержавы послевоенного мира, едва построив атомную подводную лодку, чуть ли не сразу отправляли ее в сторону полюса. Первый в мире американский атомоход «Наутилус» прошел подо льдами Северного полюса в 1958 году. К 1959 году американской подводной лодке «Скейт» удалось осуществить всплытие на полюсе. 17 марта ее экипаж развеял надо льдами прах австралийского полярного исследователя Джорджа Губерта Уилкинса. В 1962 году первенец советского атомного подводного кораблестроения тоже совершил поход подо льдами Арктики. Всплыв в районе Северного полюса, экипаж подводной лодки «Ленинский комсомол» установил флаг СССР. В честь подводного судна была названа одна из вершин подводного хребта в Северном Ледовитом океане. 7. Китайское судно «Юншен». В результате глобального потепления и, как следствие, массового таяния арктических льдов, Севморпуть открывает новые возможности для навигации вдоль северных берегов России. Примером тому служит китайское грузовое судно «Юншен» (Yong Sheng) компании Cosco Group, вышедшее из порта Далянь в Роттердам 8 августа. Оно прибыло в голландский порт 10 сентября, доставив около 19 тысяч тонн металлических изделий. Весь маршрут судно прошло за 34 дня. Для сравнения, путь через Суэцкий канал в среднем занимает 48 дней. Таким образом «Юншен» стал первым китайским сухогрузом, который совершил коммерческое путешествие по арктическому пути. К слову, в этом году Россия выдала рекордное количество разрешений — около 400 кораблей прошли Северным морским путем. Для сравнения, в прошлом году было совершено 46 транзитных проходов, а в 2010 — всего 4.