Журнал №189, июнь 2019
Серые цапли Кинбурнской косы
Текст: Николай Метелкин, Максим Горпенюк Фотографии: Максим Горпенюк
27 января 2013
/upload/iblock/2a0/2a0b49d1f20f29cf680b3c9b23c73dc5.jpg
При размахе крыльев почти в два метра вес цапли невелик – всего около двух килограммов.
/upload/iblock/029/02954ec28f4a8b2ab0145c56e0260493.jpg
Верхушки сосен с трудом удерживают гнезда с цаплями. Под деревьями можно найти останки этих птиц – здесь они рождаются, здесь и умирают.
/upload/iblock/a68/a680d0a898cdb813ce22479dc0624c6a.jpg
/upload/iblock/952/95232f6db42e017cefe952098acdd793.jpg
Разглядеть в неуклюжем птенце будущую красавицу цаплю пока невозможно. В гнезде обычно три-четыре птенца, в холодную погоду они сбиваются в кучу и согревают друг друга.
/upload/iblock/ae1/ae1bbcd23d12e3d4f405cb2ab1b31acc.jpg
В 1992 году на Кинбурнской косе создан ландшафтный парк. Его населяют около пятидесяти видов животных (в том числе енотовидная собака, пятнистые олени, лиса, бобер), число видов растений превышает шестьсот. Археологами обнаружены стоянки второго тысячелетия до нашей эры.
Фото: Максим Горпенюк
Уже несколько столетий колония этих изящных птиц гнездится на узкой полоске земли в Черном море.
У меня из-под ног с шумом взлетел огромный фазан. От неожиданности я отпрянул в сторону, но, сообразив в чем дело, поправил съехавший с плеча рюкзак и отправился дальше. Дважды из придорожных кустов выкатывался клубок змей, как-то вдали мелькнула лиса. Но они меня не интересовали – я преодолел сотни километров от Киева до Кинбурнской косы, чтобы исследовать образ жизни и поведение серых цапель. (Кинбурнская коса – это песчаная полоса длиной около 40 и шириной около 10 километров, расположенная между Днепровско-Бугским и Ягорлыцким лиманами Черного моря. – Ред.) Добирался в основном на перекладных, в том числе катером, последние семь километров вообще прошел пешком. Найти колонию не составило большого труда – характерные резкие птичьи крики разносятся далеко вокруг. В воздухе над колонией постоянно парят птицы – летят или с ветками, чтобы поправить гнездо, или с кормом, возвращаясь с охоты. У гнездовий я был уже под вечер, забрался в спальник и заснул как убитый. На рассвете на меня набросились комары – жалили как-то особенно зло, словно мстили за то, что я не оставил им шанса поужинать.
Из-за горизонта неспешно выплывало солнце. Так и не дав комарам закончить трапезу, я натянул маскировочный костюм и полез на сосну. Пара десятков цапель испуганно взмыли ввысь, и пришлось несколько часов ждать, пока они вернутся. Но вскоре размеренная жизнь «колонистов» – обитателей более чем трехсот гнезд – потекла своим чередом. Птицы занимались насущными делами: кормили птенцов, ремонтировали гнезда, устраивали перебранки – им недосуг было отвлекаться на всякие мелочи вроде меня. Голодные птенцы постоянно требовали еду, взрослые старались, опередив соседей, занять самые удобные ветки. Утренний бриз принес с собой запах моря, подхватив по пути стойкий «аромат» тухлой рыбы и хвои. «Коктейль “Кинбурнская коса”», – пришло мне в голову, и я начал фотографировать. Интереснее всего было наблюдать за птенцами, выглядывающими из гнезда в ожидании корма. Увидев подлетающего родителя, эти пушистые комочки начинают радостно пищать – они уже знают, что к ним возвращаются с добычей: об этом говорит необычный распушенный вид цапли. Птица садится на гнездо и принимает характерную позу – поднимает клюв и замирает. Птенцы хватают родителей за что попало, изо всех сил лупят их крыльями по спине, долбят клювами и поднимают страшный гвалт. После такой «почтительной» встречи взрослая птица срыгивает принесенную пищу прямо в гнездо, и на нее тут же набрасывается голодная детвора. Цапля тем временем перелетает на другое дерево, некоторое время приходит в себя, чистит перья и снова отправляется на промысел. В рацион подрастающего поколения входит не только рыба. Птенцы постарше не брезгуют лягушками, насекомыми, личинками, иногда лакомятся мелкими грызунами. Храбрые подростки поедают даже змей. Распространена серая цапля в Европе и Азии, на юге ее ареал простирается до Северо-Западной Африки и Цейлона. Зимует она в Африке, к югу от Сахары, а также в Индии и Индокитае. Небольшая популяция проводит зиму в Средиземноморье и в Закавказье; однажды колония серых цапель осталась на зиму в Черновицкой области. На Кинбурнской косе зимы холодные: хоть это и юг Украины, ветры здесь суровые, да и рыба в лимане уходит на дно. Поэтому на зиму цапли улетают на юг, а возвращаются ранней весной, когда кое-где еще лежит снег, – и сразу принимаются за починку старых гнезд и обустройство новых. В начале мая появляются на свет первые птенцы – совершенно беспомощные, но зрячие. Однако не все из них выживают – виной всему проливные дожди и резкие порывы ветра… В возрасте двух недель птенцы уже держатся на ногах, а едва оперившись, вылезают на ветви деревьев и часто падают. Тут-то они и становятся добычей хищников – лис, енотовидных собак, ворон. Лес, в котором гнездилась колония серых цапель, почти вымирает: к осени он, словно инеем, покрыт птичьим пометом. Такой территории требуется на восстановление, как правило, много лет. Вернувшись после зимовки, эти птицы выбирают место неподалеку. На верхушках сосен я провел много часов – спускался на землю, лишь когда цапли засыпали. А утром, отмахиваясь от комаров, брал фотоаппарат, занимал наблюдательный пост и не уставал восхищаться и любоваться этими грациозными птицами.