Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Следы на земле

Текст и фотографии: Сергей Горшков
28 ноября 2012
/upload/iblock/0a8/0a85d953b9a7921fe4855a0994979a0d.jpg
Прошло семь лет после присвоения острову Врангеля статуса объекта Всемирного наследия, а кучи металла так и лежат по всему острову...
/upload/iblock/b61/b61c7bc748b4b7dccaba7f7a662b29a4.jpg
Среди проржавевших бочек с остатками топлива выросло не одно поколение белых медведей.
Обычно фотографы National Geographic, следуя девизу «Земля прекрасна», сторонятся подобных сюжетов. Но иногда мы делаем исключения, чтобы привлечь внимание к проблеме, и в итоге – сделать нашу планету чище.
Когда вы прилетаете на арктическое побережье нашей страны, вас встречают бескрайние горы мусора и россыпи ржавых бочек до горизонта. Взлетные полосы в Арктике – это военные, а военные в Заполярье – это прежде всего гигантские свалки. Впрочем, было бы несправедливо во всем винить исключительно армейские ведомства – любые попытки индустриализации полярных районов сопровождались чудовищным загрязнением территории. Один из недавних моих проектов посвящен животным уникального заполярного заповедника «Остров Врангеля», который еще называют «родильным домом белых медведей». Помимо белых медведей тут во множестве встречаются полярные совы, белые гуси, черные казарки, овцебыки, песцы, моржи. Сохранность природного комплекса обеспечивается отсутствием населения, а также географической изоляцией острова.
Любые попытки индустриализации полярных районов сопровождались чудовищным загрязнением территории.
До того как организовать природный заповедник, государство пыталось освоить территорию острова Врангеля разными способами: была создана фактория, отделение оленеводческого совхоза, вспомогательный военный аэродром и база ПВО. Ежегодно на остров завозились тонны ГСМ (значительная часть горючего проливалась на землю и в прибрежную акваторию), тяжелая техника, тонны оборудования для работы, бытовое и продовольственное обеспечение поселка с населением в 200 человек. Ничего, кроме личного имущества отъезжающих на материк, с острова не вывозилось – все отходы, бытовой мусор и пришедшая в негодность техника остались на свалках. Увы, остров Врангеля не исключение, а лишь один из печальных примеров освоения российского Севера. Справедливости ради стоит заметить, что пустые бочки частично вывозились на металлолом: все равно корабли, доставляющие на север грузы, идут обратно порожняком. Но даже вывоз металлолома убыточен: для выхода хотя бы в ноль бочки изначально должны прессоваться на берегу, а прессов там, как правило, нет. На острове Врангеля металлолом сконцентрирован на южном побережье, в местах, где ранее находились аэропорт, база ПВО, метеостанция Росгидромета, погранзастава и поселок Ушаковское. Большая часть бочек и емкостей пришла в негодность. В них остались десятки тонн ГСМ (бензин, масло, дизтопливо). Из проржавевших бочек эти вещества попадают в почву, что приводит к загрязнению заповедной территории. Часть бочек была складирована и брошена на морских косах. По мере того как косы размываются и усиливаются шторма, бочки смывает в море, а затем – выбрасывает на берег в разных частях острова. Но бочки и промышленные отходы – не самое страшное. Российская Арктика загрязнена и другим мусором, поопаснее: вдоль всего Северного морского пути в заброшенном состоянии находятся сотни радиоактивных источников питания – радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИТЭГ), которые в советское время применяли для питания навигационного оборудования, например маяков. В качестве топлива в них используется стронций-90, смертельно опасный изотоп, сохраняющий вредоносность на протяжении тысячи лет. На острове Врангеля один РИТЭГ был смыт морем в бухте Роджерса. Своими силами вывезти источники не представляется возможным, мало того, это еще и крайне опасно. Для поиска и вывоза радиоизотопных генераторов требуются проведение водолазных работ и аренда вертолета. В 2008 году были написаны письма в Ростехнадзор, однако никакой реакции оттуда не последовало. В случае разрушения корпуса генератора возможно радиоактивное заражение заповедной морской акватории. В 2004 году острову Врангеля был присвоен статус объекта Всемирного природного наследия с одним условием – территория должна быть очищена от металлолома и технического мусора. Разрешено оставить лишь небольшую часть исторических объектов, не загрязняющих заповедную территорию, такие как памятники освоения Арктики. Сотрудники заповедника по мере сил и возможностей проводят работу по очистке территории – доставляют пустые бочки к местам складирования. Часть бочек вывозится попутными вертолетными рейсами на материк, но это капля в море. Своих средств у заповедника недостаточно. Сотрудники готовы отработать технологию, начать прессование металлолома и складирование для дальнейшего вывоза, но прессов нет. Есть только небольшой трактор, но и это уже достижение. Предыдущее поколение отравило Арктику. В наших силах оставить ее нашим детям более чистой.