Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Сомали: в логове пиратов

Текст: Mария Kожевникова Фото: AFP/East news
03 февраля 2012
/upload/iblock/780/780dfb67a91d1d23bae96f5e13cd0967.jpg
Французская яхта «Танит» была захвачена сомалийскими пиратами 4 апреля 2009 года. Французские войска попытались отбить заложников. Такие операции слишком рискованны: четыре заложника, в том числе ребенок, были освобождены, однако пятый, Флоран Лемакон, погиб во время перестрелки, возможно, от пули военных.
В конце ХХ века пираты Малаккского пролива доставляли немало проблем судоходству, в том числе советскому. Но в 2004 году их лихая слава, отраженная во многих фильмах, померкла на фоне дерзости новых конкурентов. Рейдерам с берегов Сомали страны всего мира объявили настоящую войну – количество боевых крейсеров, сосредоточенных сегодня в Аденском заливе, сопоставимо с численностью кораблей военной группировки в Персидском заливе. Как морским бандитам удается продолжать атаки?
Сомалийское пиратство прогрессирует: в 2006 году рейдеры совершили 25 нападений, в 2007-м – 48, в 2008-м – уже 111, 42 корабля было захвачено. Атака происходит так: к судну приближаются моторные лодки, идущие на скорости около 30 узлов (в жертвы пираты намечают суда, идущие со скоростью до 16 узлов). Бандиты вооружены автоматами Калашникова (весьма ржавыми), пулеметами и гранатометами. Первоначально рейдеры часто попадали на борт без единого выстрела. Однако когда моряки, защищаясь, стали использовать брандспойты, а судовладельцы – возить на кораблях частных охранников, пираты ответили на это автоматными и пулеметными очередями, заставляя людей не показываться на палубе. Если захват состоялся – пленников ждут голод, жажда, отсутствие лекарств, грубость и постоянные угрозы, суровость обращения с ними прямо пропорциональна успехам переговоров. Сговорчивость судовладельца зависит от того, был ли застрахован рейс, выкуп варьируется от нескольких сот тысяч долларов до трех с лишним миллионов. В 2008 году ООН по просьбе федерального правительства Сомали приняла резолюцию, разрешающую военным кораблям преследовать пиратов в территориальных водах Сомали. В Аденский залив пришли крейсеры Евросоюза, НАТО и многих стран. Из российских кораблей борьбу с пиратами по очереди вели крейсеры «Неустрашимый», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Пантелеев». Сейчас их сменил «Адмирал Трибуц», который пробудет в заливе до конца октября. Самой успешной российской миссией, безусловно, можно считать захват «Адмиралом Пантелеевым» трех пиратских лодок и судна-носителя – им оказался рыболовецкий траулер, на борту которого находилось 39 человек. Причем 11 из них оказались пиратскими пленниками, пакистанскими рыбаками. Но что делать с захваченными пиратами, власти долго не могли решить. Везти с собой? Отнимать оружие и отпускать (такие прецеденты были)? В итоге бандитов передали Пакистану, чье рыболовецкое судно они захватили.
Если захват состоялся – пленников ждут голод, жажда, отсутствие лекарств, грубость и постоянные угрозы, суровость обращения с ними прямо пропорциональна успехам переговоров.
«Но судить надо не только их, – уверен вице-адмирал Олег Бурцев, первый заместитель начальника штаба Военно-морского флота РФ. – Этим парням выдали автоматы Калашникова и пообещали гигантские суммы – по 100 долларов за абордаж. И на их место быстро придут новые бойцы. Искать надо того, кто получает весь барыш, сидя в офисе далеко от Сомали». Пиратский штаб на суше обнаружить сложно. «Сегодня пират со своими 100 долларами вернулся в семью, а завтра ему сказали: пойдем, вот твое место в лодке. Нельзя же истреблять пиратов вкупе с мирным населением, – продолжает Бурцев. – Хотя часть вооруженных формирований, контролирующих территории Сомали, могут поддерживать пиратство». Сегодня около 80 процентов судов, идущих через Аденский залив, собираются в группы и далее движутся в составе конвоя под защитой крейсера. Однако простой в ожидании конвоя затратен, и некоторые судовладельцы заставляют капитанов рисковать и идти без защиты. Да и конвой не идеальный выход – суда идут с разной скоростью, что может оказаться фатальным. «Пиратам нужно 7–20 минут, чтобы попасть на борт, – объясняет Олег Бурцев. – Корабль охранения может не успеть подойти за это время, а после уже поздно: не будет же он расстреливать собственный сухогруз с заложниками на борту». Впрочем, иногда на сухогрузах конвоя размещают морских пехотинцев. Район действий пиратов увеличивается: они все чаще нападают не в заливе, а в Индийском океане. Возможно, боевые крейсеры присутствующих в заливе стран и смогли бы, объединившись, накрыть радиолокаторами всю опасную зону – но для этого нужно для кораблей разных стран назначить единое командование. Пока этого сделать не получилось. Конечно, не все торговые суда без защиты обречены. Некоторые корабли, как, например, российский танкер NS Commander, атакованный 27 апреля этого года, сумели оторваться от погони, умело маневрируя. Но пираты все чаще ведут огонь на поражение. Моряки используют брандспойты, колючие проволоки вокруг палубы и даже рогатки. Но воевать с бандитами – не дело мирных мореходов. Сколько еще они будут становиться заложниками интересов судовладельцев и не договорившихся между собой стран? Вернуться к статье «Война против всех».