National Geographic №194, ноябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Путешествия

Ученые сняли охоту рыб на ласточек

15 января 2014
/upload/iblock/a91/a91a6b164e3f0e4a26dd41185e5ee182.png
Африканская тигровая рыба (Hydrocynus vittatus) способна охотиться на ласточек: рыбы устраивают засаду у поверхности воды и набрасываются на глиссирующих птиц.
Исследованием поведения тигровых рыб занимались ученые из Северо-Западного университета Южно-Африканской Республики. Им удалось снять процесс рыбьей охоты. Наблюдения велись в районе водохранилища Шрода; за 15 дней биологам удалось зафиксировать 20 успешных нападений. В своей итоговой работе, опубликованной в Journal of Fish Biology, ученые поясняют, что в природе существует по меньшей мере 14 000 видов пресноводных рыб, но не более пяти из них питаются птицами. Нападения на птиц чаще можно встретить у морских видов рыб, таких как акулы. А те пресноводные рыбы, которые питаются пернатыми, обычно нападают на упавшую в воду птицу, либо же атакуют водоплавающих птиц. Но тигровая рыба устраивает настоящую охоту, выжидая, когда ласточка низко пролетит над поверхностью воды. В среднем охота заканчивалась удачно примерно в четверти случаев, однако ученые отмечают необыкновенное мастерство тигровых рыб. Им необходимо просчитать скорость полета птицы и учесть угол преломления света над водой, после чего в молниеносном прыжке ухватить ласточку за крыло и утянуть ее под воду. Тигровая рыба относится к отряду харацинообразных. Она может достигать в длину 105 сантиметров, весить - до 28 килограммов. Hydrocynus vittatus обитает в реках и озерах Африки южнее Сахары. Биологи считают, что навыки охоты на птиц выработались у этих рыб в результате стабильной нехватки пищи. Для Hydrocynus vittatus ласточки являются постоянной и важнейшей частью рациона. Кроме того, эти рыбы известны каннибализмом, то есть едят себе подобных. Тигровая рыба также может быть опасна для вошедших в воду людей, поскольку ее зубы способны нанести глубокие раны.