Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Путешествия
В алтайском питомнике спасают миниатюрного оленя
27 декабря 2013
/upload/iblock/a79/a79356b793cbe663ba33d2aac60be010.jpg
Несколько лет назад в России был создан питомник для разведения в неволе сибирской кабарги. Подводя первые итоги, эксперты отмечают, что меры по спасению этого исчезающего вида животных принесли положительные результаты.
Кабарга (Moschus moschiferus) - небольшое парнокопытное оленевидное животное, один из самых миниатюрных представителей оленей в мире. Длина тела кабарги - до 1 метра, высота в холке - до 70 см, масса - от 11 до 18 килограммов. Кабарга распространена в Восточных Гималаях и Тибете, в Сибири и на Дальнем Востоке. Крайней западной границей ее обитания является Горный Алтай. На территории России можно встретить четыре из семи существующих подвидов кабарги, но численность популяции сибирского подвида за последние 20 лет сократилась со 140 тысяч до 34 тысяч особей. Особенно критичная ситуация сложилась в Республике Алтай: здесь количество особей кабарги не превышает 4 тысяч. Таким образом, самый многочисленный из диких копытных вид в регионе оказался на грани уничтожения. В нашей стране это животное является охотничьим видом: добыча ведется ради мускусной железы- «струи», поэтому объектом охоты являются самцы. Лимит ежегодного изъятия составляет около 1500 животных. Но к этому еще добавляется деятельность браконьеров, поэтому сокращение численности кабарги продолжается угрожающими темпами. В конце 2011 года некоммерческое партнерство «Центр поддержания популяции редких видов животных «АлтайЭкосфера» при поддержке Русского географического общества основало первый в России питомник для разведения сибирской кабарги и формирования генетического банка вида. Как показывает мировая практика, такой способ сохранения диких животных дает неплохие результаты. Впоследствии животных, выращенных в неволе, адаптируют к дикой природе, и они создают устойчивые жизнеспособные популяции. Питомник расположен в прителецкой тайге в трех километрах от поселка Артыбаш Турочакского района Республики Алтай. Здесь созданы оптимальные условия для содержания кабарги, и экологи отмечают успешность проекта. В 26 вольерах сейчас живут 8 самцов, 9 самок и 5 детенышей, родившихся в течение минувшего года. Немаловажно, что учеными такжебыла разработана технология прижизненного получения мускуса от самцов кабарги как альтернатива бесконтрольного уничтожения животных в природе. Таким способом удалось получить около 100 граммов мускуса для научных исследований. Кроме того, егерская служба осуществляет охрану природной популяции кабарги, проводя рейды по пресечению браконьерства. По мнению ученых, в ближайшие 2–3 года необходимо провести всероссийский учет кабарги и по его результатам разработать федеральную комплексную программу, направленную на сохранение и восстановление всех подвидов этого животного на территории России.