Журнал №189, июнь 2019
Журнал №69, апрель - май 2019
Путешествия
В листьях эвкалипта может содержаться золото
25 октября 2013
/upload/iblock/db9/db9f62115c422387cf8727a737248916.jpg
Эвкалипты могут помочь в поисках золотоносных жил: оказалось, их листья содержат крохотные частицы золота в случаях, если эти деревья растут над месторождениями.
Эвкалипты - многочисленный род вечнозелёных деревьев или кустарников из семейства Миртовые (Myrtaceae). В высоту они могут достигать 100 метров, при этом растут эвкалипты очень быстро благодаря своей мощной и разветвлённой корневой системе. В поисках воды корни способны углубляться на расстояние до 40 метров. Сравнив образцы листьев и коры эвкалиптов, которые растут как над золотоносным жилами, так и в других местах, учёные обнаружили чёткую зависимость содержания или отсутствия золота в образцах исследования. Листья эвкалипта содержали крохотные (0,000005% от массы листа) частицы золота не только там, где деревья росли над месторождением, но и в лабораторных условиях, когда в рамках эксперимента золото специально добавлялось в почву теплиц. А вот там, где до золотой жилы далеко, листья этих примесей не содержали. Как поясняют биологи, золото является для растения токсином и поэтому, попав с водой в корневую систему дерева, оно выводится затем в кору и листья. Гипотеза о наличии частиц золота в листве эвкалипта озвучивалась давно, но некоторые учёные считали, что связи с месторождениями нет: примесь могла быть принесена ветром и затем адсорбироваться на поверхности дерева. Эксперимент с целью доказать или опровергнуть гипотезу проводили учёные австралийского Содружества по научным и промышленным исследованиям (The Commonwealth Scientific and Industrial Research Organisation) по заказу местных золотодобывающих компаний. За последние десятилетия объём добычи золота в Австралии сократился на 45%, и поиск новых месторождений встал на повестке дня как никогда остро. Однако геологические и прочие особенности местности не всегда позволяют проводить разведку эффективно; к тому же, в большинстве случаев бурение не приносит ожидаемых результатов и оказывается нерентабельным. Проверка наличия или отсутствия золота в листве и коре эвкалиптов существенно поможет золотодобывающей промышленности.