Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №192, сентябрь 2019
Журнал №70, июнь–август 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

В мире масок

Текст: Кэти Ньюман Фото: Филлис Галембо
23 апреля 2012
/upload/iblock/f45/f45ae081ea1be1e0d1d0ee391cb73bef.jpg
Сьерра-Леоне. В дни фестиваля на улицы Фритауна парадом выходят представители разных социальных групп. Впереди всех по улицам движется Дьявол, олицетворяющий мир предков. А этот суровый Дух буйвола возглавляет группу мужчин.
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/5a1/5a1daffa7f4a2cfa6936cab8dfc4ab6e.jpg
Гаити. В гаитянском портовом городе Жакмель на весеннем карнавале три мальчика стали Па ВоВо – раскрашенными краской крестьянами в одежде из кокосовых листьев – олицетворением бедности. «Все очень радуются, когда в представлении участвуют дети, – рассказывает историк Джин Боргатти, – это означает, что традиции сохраняются».
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/28c/28c56fae008ba9c35168861264ec7416.jpg
Бенин. В Агонли ежегодно проводится фестиваль в честь женщин. И его неизменно посещает один странный персонаж с нестандартным именем – Мудрость-на-рынке-не купишь. Как считает культуролог Бабатунде Лавал, наряд, представляющий собой беспорядочное смешение деталей, может служить сатирической иллюстрацией сакральной мысли: знания не продаются.
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/038/0380b065ead13e22b278917b1cd68ec8.jpg
Нигерия. Регион Кросс-Ривер – место сосредоточения разнообразных традиций. Головной убор одетого в маскарадный костюм уроженца деревни Алок венчает резное изображение женского духа воды Мами Вата. В Африке и африканских общинах Мами Вата отвечает за здоровье и богатство, тогда как в других уголках Земли его связывают с дьявольскими силами.
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/c8d/c8d2d480d80b737ee74b256df46eb202.jpg
Нигерия. Духи могут олицетворять силы природы или почитаемых предков, которые направляют, судят и развлекают живых. В нигерийском городе Калабар во время Рождества духов изображают с помощью лесной зелени и сетчатых тканей (это и следующее фото).
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/dda/dda036d221dde9488ba1ca3a01d686f8.jpg
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/297/297bc5119eba84de6ee5fd6228cb5a5a.jpg
Нигерия. В далеком местечке Эшинжок труппа акробатов изумляет наблюдателей яркими костюмами ручной вязки и звенящими на лодыжках браслетами, сделанными из раковин, колокольчиков и бутылочных пробок.
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/421/42143bad3444dd1b722fd4613cac3102.jpg
Гана. Для жителей города Виннеба ковбой – одновременно и символ защитника, и икона стиля. Участник проходящего уже добрую сотню лет в конце каждого года Фестиваля маскарадных костюмов представляет свой наряд – причудливое сочетание ярких елочных украшений, полосатого, как зебра, костюма, напоминающего о дикой природе, и деталей из импортных материалов, отсылающих и к Африке, и к Европе, и к массовой культуре.
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/d98/d98d5fbde4943d144201c05917a311c8.jpg
Сьерра-Леоне. Оборки и рюши придают женственный вид этому танцору-шуту, которого прозвали Жоллэй, – участнику парада в городе Фуллатаун. На самом деле девичий наряд скрывает мужчину. Африканские маскарады, подобно древнегреческому театру, – порождение общества, в котором главенствуют мужчины. Женщин часто вовсе не допускают к участию в них: ведь маски связывают своего носителя с опасным миром духов. «Простое, как нам кажется, надевание маски, – говорит Боргатти, – на самом деле событие, полное огромного смысла».
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/46a/46a5bea51e2bfec7fa2fd549275d6aea.jpg
Гаити. Молодой человек в маске держит в руках два главных орудия современных революций – пистолет и телефон. Остальные детали его дьявольского карнавального образа отсылают к прошлому Гаити. Веревка на шее символизирует страдания рабов, а кожа покрыта краской из древесного угля и кормовой патоки, мелассы, – это дешевый и простой в изготовлении маскарадный костюм, используемый с колониальных времен.
Фото: Филлис Галембо
/upload/iblock/4ee/4ee58c740d551eeaca928406891a1b4d.jpg
Сьерра-Леоне. Современные веяния побуждают артистов к импровизациям. В Кру-Бэй представленный общиной охотников дух оленя щеголяет традиционной, вырезанной из дерева, маской, купленными в магазине перчатками и доспехами из ломтиков тыквы, пришитых к сетке. Создателя костюма могла вдохновить кольчуга, увиденная в голливудском фильме.
Фото: Филлис Галембо
Для жителей Африки маскарадные костюмы – не просто развлечение. Это могущественное колдовство, превращающее простых смертных в богов.
Маска, маска, кто ты? Для жителей Африки и африканских общин всего мира этот вопрос сакрален. Африканский маскарад – не Венецианский карнавал. Это нечто совсем иное, и маска здесь – не украшение и не развлечение. Она не прячет того, кто ее надел: она его на время уничтожает. Человек в маске (это почти всегда мужчина) может начать говорить чужим голосом, иначе двигаться, вести себя абсолютно необычно – ведь он превратился в другое существо. Маска надета. Граница между реальностью и иллюзией, божеством и человеком, жизнью и смертью стирается.
Африканский маскарад - это нечто совсем иное, и маска здесь – не украшение и не развлечение.
Происхождение маски теряется в тумане доисторических времен. Как предполагает историк искусства Герберт М. Коул, те, кто ее изобрел, возможно, хотели облегчить себе охоту волшебным способом. Например, они могли надеяться, что, надев маску зверя, соединятся с его духом и умиротворят животное. Вот уже более 20 лет фотограф Филлис Галембо путешествует по Африке и Гаити, запечатлевая местные маскарады – ритуальные церемонии с использованием масок. Некоторые из этих маскарадов – обычное развлечение, парады и танцы. Но есть другие – строгие религиозные или социальные обряды. Человек надевает маску, чтобы наставлять, наказывать, поддерживать, восстанавливать порядок или же руководить неким переходом – от мальчика к мужчине, от рядового члена общины к лидеру, от сева к сбору урожая.

«Африканский маскарад не ограничивается масками, – говорит Филлис Галембо. – Люди создают целые ансамбли ни на что не похожих ритуальных одеяний». В поисках материала Филлис колесит по городам и отдаленным деревушкам, вместе с проводником тщательно разыскивает информацию о проводимых костюмированных обрядах. Она устанавливает свет и штатив с фотоаппаратом, направленным на стену или изгородь, и позволяет персонажам позировать так, как они считают нужным. Филлис Галембо снимает одну пленку из двенадцати кадров. И все.