Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Путешествия

Вандалы уничтожили станцию по наблюдению за морскими котиками

23 июля 2014
/upload/iblock/58e/58e93031e8b1777c9fc76b82237673b3.jpg
Лежбище морских котиков на острове Тюлений. Автор фото: Wldland.
Мародеры разграбили сахалинскую научную станцию, сорвав программу наблюдений за морскими млекопитающими. На восстановление инфраструктуры уйдет не менее года.
Ученые Камчатского филиала Тихоокеанского института географии ДВО РАН метят сивучей и морских котиков раз в три года. Специалисты приезжают на остров Тюлений в юго-западной части Охотского моря в июне, проводя здесь около трех месяцев. Недавно к российским ученым присоединились специалисты из Японии, высоко оценившие программу исследования. Зимой же на станции никого нет, а за морскими млекопитающими следят автоматические камеры. Но в этом году полевой сезон международных наблюдений на острове Тюлений сорван мародерами. Они разрушили научную станцию и похитили оборудование. Более того: ученые обнаружили в здании множество мертвых птиц: те залетали в помещение через разбитые стекла, а обратно вылететь уже не могли и погибали на месте. Вандалы также разломали заборы, разделявшие людей и животных. Это уже привело к тому, что животные срываются со скал и разбиваются. Небольшой остров Тюлений - крупнейшее в России лежбище сивучей и морских котиков. Здесь организован заказник, а на скалах гнездятся кайры, тупики-носороги, топорки, ипатки, белобрюшки, большие конюги, беринговы бакланы и другие птицы. К острову нельзя подходить большим судам, а в воздушном пространстве не должно быть самолетов и вертолетов. Согласно последним научным данным, популяция морских котиков (около 100 тысяч особей) сейчас стабильна, а вот численность сивучей по неизвестным науке причинам сокращается. Продолжать наблюдения крайне необходимо, но как минимум год возможности для этого не представится. На восстановление станции нужны средства, однако источник финансирования еще предстоит найти. В областном агентстве по рыболовству и министерствах природных ресурсов и охраны окружающей среды и лесного и охотничьего хозяйства региона корреспонденту ИТАР-ТАСС сообщили, что станция ученых к ним не относится. Как оказалось, остров Тюлений даже не является особо охраняемой природной территорией, и ее восстановление в компетенцию ведомства не входит.