Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Путешествия

Вулканы Камчатки лишают серых китов пищи

10 января 2014
/upload/iblock/fa1/fa1d6ea1ecda342adb1b87b02c61eba5.jpg
Автор фото: Mike Baird.
/upload/iblock/710/710af0086cb9329aa3bb44c80c242042.jpg
Автор фото: Jay Iwasaki.
Ученые Камчатки отмечают снижение количества серых китов. Одна из возможных причин - интенсивные извержения местных вулканов: оседающий повсюду пепел оставляет китов без привычной пищи.
Серый кит (еще одно название - калифорнийский кит) - морское млекопитающее длиной до 15 метров и массой 15–35 тонн. Распространение серых китов охватывает субтропические, умеренные и холодные воды: они обитают в северной части Тихого океана, совершая регулярные сезонные миграции. До XVII века серые киты водились также в Северной Атлантике и в Балтийском море, но были истреблены, либо вымерли в связи с подъемом суши. Теперь же, по наблюдениям ученых из Кроноцкого государственного биосферного заповедника, и на Дальнем Востоке снижается численность серых китов. Виноваты в этом могут быть камчатские вулканы. В настоящее время среди трех сотен вулканов Камчатки насчитывается около 29 действующих. Только на днях один из них, Шивелуч, в очередной раз выбросил пепел на высоту до 5 километров над уровнем моря. А 1 января был зарегистрирован выброс пепла вулканом Карымский на высоту 1,5 километра; шлейф растянулся на расстояние 120 километров в направлении Кроноцкого залива. Как пояснил научный сотрудник заповедника, морской биолог Владимир Вертянкин, реки приносят в океан вулканический пепел, который оседает на дне. Серые киты питаются бентосом (так называется совокупность организмов, обитающих в донном грунте). В отличие от подвижных крабов и рыб, которые могут покинуть загрязненные акватории, бентос плохо приспосабливается к новой среде. Оставаясь на загрязненных пеплом территориях, микроорганизмы погибают, а в результате кормовая база серых китов сильно сокращается. В 2014 году наблюдения за серыми китами в заповедных акваториях будут продолжены. Ученые возьмут пробы воды в придонной части и на поверхности заливов у берегов Камчатки, в различных местах в стороне от побережья. Биологи сравнят, как меняется концентрация вредных солей и кислот. Кроме того, будет продолжена фотоидентификация серых китов.