Рейтинг@Mail.ru
Поиск
x
Журнал №193, октябрь 2019
Журнал №71, сентябрь–октябрь 2019
Это новый сайт National Geographic Россия. Пока мы работаем в режиме бета-тестирования.
Если у вас возникли сложности при работе с сайтом, напишите нам: new-ng@yasno.media
Путешествия

Золото английских лордов

Текст: Кэролайн Александер Фотографии: Роберт Кларк Графика: Дэниел Докью
21 ноября 2011
/upload/iblock/f53/f53cbfd82864199c935e9eccf6adff76.jpg
Основная часть клада – богато украшенные рукояти мечей и шлемы, такие, как у этого знатного лорда. Драгоценности демонстрировали высокий статус владельца и служили магическими оберегами воинов.
Фото: Дэниел Докью
/upload/iblock/094/094d1b3ab9c3f0063aae61b6dcd64527.jpg
Три с половиной тысячи предметов из клада, найденного в графстве Стаффордшир в 2009 году, по большей части представляют собой детали украшения боевого оружия. Некоторые из предметов были согнуты или сломаны.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/581/58196b96783679f3b9f531d246a7087c.jpg
Фермер Терри Герберт гордо демонстрирует металлодетектор, который помог ему отыскать сокровища. «Из земли словно забил золотой фонтан, и я не мог его остановить», – вспоминает Терри. Он получил половину оценочной стоимости клада – 2,6 миллиона долларов.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/2d9/2d98707b4644c7570432e893647646da.jpg
Фигурка с отверстиями от гвоздей – возможно, лошадь, а возможно, и медведь, кабан или волк. Высотой всего лишь четыре сантиметра, она была сделана искусным ювелиром – он нагревал металл почти до температуры плавления, чтобы прикрепить крошечные завитки.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/d02/d02188ee33a52ab1f5141f63c9872dab.jpg
По легенде, этот камень служил подушкой святому Коламбе, который много сделал для распространения христианства в Англии в конце VI века.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/86e/86eef167c94c24e2ade400c0260dd113.jpg
Адрианов вал, названный в честь соорудившего его римского императора II века, протянулся через Британию на 117 километров. Он отделял цивилизованные римские земли от «варваров» – северных пиктов. Когда римляне ушли, северные племена, сметая все на своем пути, устремились в глубь острова.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/001/00105c904b659c20a8cccf069f7c7f7c.jpg
На обеих сторонах золотой пластины, когда-то украшенной драгоценным камнем, можно прочитать одну и ту же цитату из Библии на латыни – воззвание Моисея, уводящего свой народ из Синайской пустыни. Возможно, этот предмет украшал перекладину креста.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/f43/f43923678151c1948621c57b8ff88bf8.jpg
Так мог выглядеть шлем англосаксонской эпохи. Такой шлем был сделан из кованого железа для защиты от рубящих и колющих ударов, а внутри мог быть подбит конским волосом или шерстью. Можно предположить, что к нему крепились два предмета, найденные в кладе: искусно выделанный нащечник и конский гребень (следующие фото).
Фото: Дэниел Докью
/upload/iblock/fa7/fa721ad513b536966b0ffdf6809b18e5.jpg
Конский гребень, который, возможно, крепился к шлему англосаксонской эпохи (предыдущее фото).
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/27e/27ea0b2f9830c9aa7d05413ee12c51f5.jpg
Искусно выделанный нащечник, который, возможно, крепился к шлему англосаксонской эпохи.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/05a/05aaab322def1e7d6a73ab390ffb2725.jpg
Этот загадочный предмет длиной почти 10 сантиметров сделан по принципу стоп-сигналов современных машин: рельефная поверхность золотой фольги, на которую сверху накладывались кусочки граната, лучше отражает свет, и драгоценные камни сверкают еще ярче.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/d9b/d9bf92be33c9bb1a2c58d4736598c536.jpg
По-видимому, этот золотой крест, инкрустированный гранатами и, возможно, стеклом, погнули, перед тем как закопать вместе со всем остальным содержимым клада. Иллюстрация (следующее изображение) воссоздает его первоначальный вид. Такой крест мог украшать алтарь или оберегать воина.
Фото: Роберт Кларк
/upload/iblock/dd7/dd719f157de6674ee0e76ed80337dbf5.jpg
Эта иллюстрация воссоздает первоначальный вид креста (предыдущее фото). Такой крест мог украшать алтарь или оберегать воина.
Фото: Дэниел Докью
В самом сердце Великобритании найден крупнейший за всю историю археологии англосаксонский клад. Но кто спрятал несметные сокровища?
Одним прекрасным днем, или, может быть, ночью тринадцать столетий назад по старой пыльной дороге ехали уставшие всадники. Дорога пересекала окаймленную лесом пустошь в англосаксонском королевстве Мерсия. Бог их знает, кто они были – воины или грабители. Известно только, что у глухого этого места была недобрая слава: веками здесь хозяйничали разбойники. Свернув с дороги к подножью холмов, путники спешились, выкопали яму и зарыли клад. Сокровища пролежали в земле 1300 лет. За долгие века пустошь превратилась сперва в пастбище, а затем в возделанное поле. И вот 5 июля 2009 года в дверь к фермеру Фреду Джонсону, живущему в графстве Стаффордшир, постучался его друг Терри Герберт и объявил, что отыскал несметные богатства.
Стаффордширский клад содержит около 3500 мелких фрагментов и сотни целых предметов. Археологов заинтриговало то, что многие изделия были погнуты или сломаны.
Находка, названная Стаффордширским кладом, поразила не только искателей древностей, но и ученых. Не то чтобы англосаксонские захоронения никогда прежде не баловали археологов – вспомнить хотя бы королевские сокровища из Саттон-Ху в графстве Саффолк. И все же клад, найденный на поле Фреда Джонсона, являл собой нечто уникальное: множество изделий из золота, серебра и граната раннего англосаксонского периода, выполненных в технике филиграни, плюс предметы, украшенные перегородчатой эмалью (клуазоне), известной во всем мире по таким британским шедеврам, как Евангелие из Линдисфарна и Келлская книга. Когда была составлена инвентарная опись находок, выяснилось, что клад содержит около 3500 мелких фрагментов и сотни целых предметов. Те, что удалось точно идентифицировать, весьма любопытны. Ученые насчитали более 300 накладок на рукояти мечей, 92 навершия рукоятей и 10 подвесок на ножны. Ни монет, ни женских украшений обнаружено не было. Из всех предметов только три, о которых речь пойдет ниже, не были непосредственно связаны с военным делом. Археологов заинтриговало то, что многие изделия были погнуты или сломаны. Получалось, что найдена груда обломков элитного оружия, зарытая много веков назад на территории государства, которое и в политическом, и в военном отношении было горячей точкой на карте Британии. Стаффордширский клад наверняка хранит немало интересного о далеком прошлом, нам осталось только разгадать его тайну. Кельты, римские легионеры, воинственные викинги-пираты, норманнские завоеватели – все эти народы сменяли друг друга, накладывая отпечатки на ландшафт, язык и национальный характер Британии. С середины III века нашей эры Европу охватило движение варварских племен, наступающих с востока. Не исключено, что уже в то время они начали совершать набеги на Британию. В начале V века эти племена стали угрожать Риму, и тогда римляне увели войска из Британии (которая к тому времени уже 350 лет была римской провинцией), чтобы охранять подступы к сердцу своей империи. Едва ушли римляне, границы Британии с запада и севера принялись атаковать скотты и пикты. Лишившись защиты римлян, бритты призвали на помощь германских наемников с континента. Согласно главному источнику сведений о той эпохе – «Церковной истории народа англов» монаха Беды Досточтимого, написанной в VIII веке, – иноземные воины пришли на Британскую землю в 450 году. Они были выходцами из трех сильнейших германских племен – саксов, англов и ютов. Бритты не знали, что призвали собственную смерть. Как повествует Беда, германские «народы хлынули на остров, и вот уже число пришельцев возросло настолько, что они начали наводить ужас на призвавших их местных жителей». Самый ранний из дошедших до нас источников об этом смутном времени – труд британского монаха Гильды Премудрого «О погибели Британии» VI века. В нем повествуется о том, как захватчики потопили остров в крови: «И от моря до моря пылание огня <…> не утихло, покуда не слизало, выжигая жутким алым языком, почти всю поверхность острова до западного океана». Если верить Гильде, многие из «несчастных уцелевших» бриттов были обращены в рабство. В том, что неподалеку от английской фермы раскопали клад, нет ничего удивительного – подобные находки в Британии отнюдь не редкость. Чего только не найдешь, если копнуть поглубже: монеты, искореженные серебряные изделия, груды оружия и даже великолепный обеденный сервиз из серебра – все это сохранилось со времен бриттов, римлян и викингов. Прятать и отбирать в честной (и не очень честной) борьбе сокровища в ту далекую эпоху было делом обычным. Англосаксонская эпическая поэма Беовульф повествует о том, как воин Сигмунд убил «дракона-кладохранителя» и увез на своей ладье «драгоценный груз», а герой Беовульф на склоне жизни сразился с драконом, стерегущим «груды золота и самоцветов» в подземной пещере. Ценности закапывали по многим причинам: чтобы они не достались врагу, чтобы сберечь их на черный день или принести в жертву богам. С какой же целью был зарыт Стаффордширский клад? Письменных свидетельств у нас нет, так что лучше всего о кладе расскажут сами сокровища. Начнем с того, что все это – предметы боевого вооружения, а значит, версия о тайнике с награбленным добром отпадает. Содержимое клада вполне соответствует воинственному духу германских племен, который поражал даже римлян, хотя римляне и сами были солдатами до мозга костей. Историк Тацит в конце I века писал, что «любые дела – и частные, и общественные – германцы рассматривают не иначе как вооруженные». Когда германский юноша достигал совершеннолетия, ему вручали щит и копье. Англия рождалась в кровавых распрях. Победители отбирали земли у побежденных и объединялись со своими союзниками – по всей вероятности, именно так формировались ранние англосаксонские королевства. Ученые полагают, что первыми обитателями Мерсии стали англы, которые пришли с востока и продвинулись в глубь острова и обосновались у истока реки Трент, что как раз неподалеку от того места, где был найден клад. Из семи главных англосаксонских королевств, на которые была поделена Англия, Мерсия была не только одним из самых могущественных, но и одним из самых воинственных. В период между 600 и 850 годами нашей эры на счету у Мерсии были 14 войн с соседним Уэссексом, 11 с валлийцами и 18 с другими врагами – и это только то, что подтверждено документальными свидетельствами. Вершиной оружейного искусства древних германцев стал длинный боевой меч. Лезвие клинка длиной около метра изготавливали методом узорной сварки. Это была довольно сложная технология: кузнец брал перекрученные прутья и полосы из железа и стали и сваривал их вместе, а затем выковывал клинок. На отполированном лезвии проступал волнистый узор или «елочка». Как писал в начале VI века благодарный иноземец, получивший в дар германский меч, поверхность клинка «кажется узорчатой, и столько теней играет на нем, что можно подумать, будто в металле переплелись струйки разных цветов». Изучая раны на останках, обнаруженных на англосаксонском кладбище в Кенте, современные ученые могут представить себе эти мечи в действии. Вот пример клинического заключения: «Мужчина, 25–35 лет… Единственное линейное черепное повреждение длиной 16 сантиметров. Плоскость повреждения почти вертикальная, направление сверху вниз». Количество рукоятей мечей в Стаффордширском кладе – 92 – примерно соответствует количеству солдат в войске одного знатного лица. Таким образом, клад мог быть хранилищем элитного боевого вооружения, которое отличало свиту некоего лорда. Воины нередко получали от своего господина не только мечи, но и другое оружие и даже коней – все вместе это называлось гериот. Если воин погибал, гериот возвращался обратно к господину. Сохранился документ X века, в котором окружной чиновник завещает своему «царственному владыке в качестве гериота четыре наплечных браслета из золота, и четыре меча и восемь коней, четыре со сбруей и четыре без сбруи, и четыре шлема, и четыре кольчуги, и восемь копий, и восемь щитов». Кроме того, мечи иногда погребали вместе с их владельцами, павшими на поле боя, или передавали из поколения в поколение как семейную реликвию. Но бывало и так, что мечи погребали без воинов. В англосаксонские времена в Северной Европе существовал обычай: мечи и другие личные предметы, многие из которых явно обладали большой ценностью, опускали на дно болот, рек и ручьев, а также зарывали в землю. «Пора бы нам понять, что клады – это не только копилки», – считает Кевин Лихи, специалист по англосаксонской истории, которому было поручено составить инвентарную опись Стаффордширского клада. Ритуальные клады – совсем не то, что подземные тайники, в которых хранят особо ценное имущество. В ритуальных целях оружие, а иногда и другие предметы, например рабочие инструменты ремесленника, сгибали или ломали, прежде чем закопать, – как и содержимое Стаффордширского клада. Возможно, приводя в негодность оружие, германцы тем самым открывали ему путь в царство духов, чтобы у погибших воинов тоже были мечи. Хотя может быть, что уничтожение ценного оружия символизировало смиренный, окончательный и бесповоротный отказ использовать его.
Сокровища зарыли во времена, когда жизнь была пропитана магией и волшебством. Магические свойства предмета были важнее, чем его материальная ценность. Люди считали золото волшебным и делали из него талисманы и обереги.
«Это явно “мужской” клад, демонстрирующий могущество того, кто его зарыл», – говорит Николас Брукс, профессор истории Бирмингемского университета. Сверкающие сокровища, найденные в Стаффордшире, он называет «побрякушками военной свиты короля». Золото общим весом более 5 килограммов составляет 75 процентов металла в кладе. Золото поступало в Англию по большей части из Рима, где в эпоху поздней империи основной денежной единицей была золотая монета – солид. Впоследствии Рим несколько раз подвергался разграблению, и имперское золото становилось добычей германских племен. Не исключено, что содержимое обнаруженных в Англии кладов – это переплавленное золото римлян. В то время, когда был зарыт Стаффордширский клад, запасы золота уже начали иссякать, и вместо этого драгоценного металла стали использовать серебро. Историк Гай Халсалл подсчитал, что стоимость Стаффордширского клада в свое время была эквивалентна 800 солидам – на эти деньги можно было купить восемь десятков коней. По оценкам экспертов, сегодня клад стоил бы 3миллиона 285 тысяч фунтов стерлингов, или почти 5,3 миллиона долларов. Но примечательна вовсе не внушительная стоимость клада: интерес археологов вызвал тот факт, что в кладе не было ни одного лезвия клинка. Видимо, люди, прятавшие под землей свои сокровища, решили, что оружие им еще пригодится. Здесь прежде всего уместно вспомнить о том, что сокровища зарыли во времена, когда жизнь была пропитана магией и волшебством. К примеру, причиной всяческих неудач обыкновенно считали крошечные стрелы злобных эльфов, даже до наших дней дошло множество заговоров против них. Магические свойства предмета были важнее, чем его материальная ценность. Золото ценилось не только как благородный металл – зная его притягательную силу и прочность, люди считали Aurum волшебным и делали из него талисманы и обереги. Германские мифы повествуют о небесном золотом чертоге, обители богов. Заметим, что, становясь богаче, христианские церкви и монастыри приобретали священные ритуальные предметы из золота. Возможно, магия золота и есть та причина, по которой в Стаффордширский клад попали три предмета, на первый взгляд не имеющие боевого назначения: два золотых креста и тонкая, также золотая, пластина с цитатой из Библии. Христианство пришло в Британию с римскими завоевателями и угасло вместе с угасанием их могущества, но в англосаксонскую эпоху возродилось благодаря усилиям миссионеров, большинство из которых были родом из Ирландии или из континентальной Европы. «Обращение в веру воспринималось как духовная битва», – пишет Карен Джолли, специалист по народной религии англосаксов. Битва за душу – значит, война. Крест был мощным боевым символом. Он играл важную роль в настоящих сражениях. Беда Досточтимый оставил потомкам историю об Освальде, короле Нортумбрии – одного из англосаксонских королевств: накануне битвы при Хэвенфилде против валлийцев в 634 году король «водрузил знак святого креста и, склонив перед ним колени, молил Господа послать небесную помощь верящим в Него в их крайней нужде». Из двух крестов, найденных в кладе, один представляет особый интерес: его намеренно погнули и сложили, как и многие другие стаффордширские предметы. Быть может, это сделали затем, чтобы «убить» боевую мощь креста, которая была ниспослана с небес? Эта версия представляется еще более убедительной, если рассмотреть оказавшуюся тут же золотую пластину – как ни странно, тоже сложенную пополам. На обеих сторонах пластины нанесен один и тот же библейский стих: «[S]urge d[omi]ne disepentur inimici tui et [f]ugent qui oderunt te a facie tua – Восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» Очевидно, этот стих из так называемой Вульгаты – Библии, переведенной на латынь (Книга Чисел 10:35 и Псалом 68:1 по современной нумерации) – был своего рода оберегом, защитным заклинанием. По-видимому, даже те предметы из клада, которые не имеют прямого отношения к оружию, могли помочь на поле боя – своими магическими свойствами. Воинственные мерсийцы то и дело нападали на своих многочисленных соседей (само название королевства Мерсия происходит от древнеанглийского слова mierce, что означает «пограничный народ»). Возможно, именно поэтому содержимое клада отличает большое разнообразие художественных стилей. «Клад нашли в пределах пограничной зоны, а это всегда интересно, – говорит Кевин Лихи. – Он был зарыт на границе Мерсии с Уэльсом». А значит, на спорной территории. Около 650 года в долине реки Трент, неподалеку от Личфилда в Стаффордшире, между мерсийцами и валлийцами произошло сражение, о котором сохранились самые смутные сведения. Зато оно увековечено в валлийской песне «Плач по Кинддилану»: О великая битва! Не счесть тех богатств Что Личфилд павший у ног Мориала сложил. Пятнадцать сотен быков уведет за собой победитель; Десятков восемь коней, облаченных в пышную сбрую. Стонет в стенах своих и скорбит верховный епископ, Монахи писцы, счетоводы сокровищ его не спасли. Победители – мерсийцы – везли домой богатые трофеи, возможно, по старой римской дороге Уотлинг-стрит, которая пролегала как раз неподалеку от того места, где обнаружили Стаффордширский клад. Свита из 80 коней и сокровища «скорбящего епископа» – как тут не вспомнить о золотой пластине с надписью и крестах! А вдруг это и есть Стаффордширский клад? Гипотеза очень заманчивая, но ученые не спешат ей верить – доказательств слишком мало, да и те косвенные, достоверных свидетельств о той далекой эпохе, увы, почти не осталось. Кто-то спрятал несметные сокровища по неизвестным для нас причинам. Место для клада могло быть выбрано благодаря тому, что было достаточно глухим – или наоборот, достаточно заметным. Возможно, его как-то пометили, чтобы не потерять – или, принеся клад в жертву богам, поспешили замести к нему все следы. Закопать могли все что угодно: выкуп, военный трофей или приношение богам. Не исключено, что в более позднюю эпоху кто-то спрятал в тайнике англосаксонские семейные реликвии. Название «Личфилд» можно приблизительно истолковать как «пастбище в сумеречном лесу или возле него». В наши дни это название соответствует действительности: на территории былого Личфилда, где когда-то разразилась кровавая битва и был зарыт клад, лошади фермера Фреда Джонсона щиплют сочную траву. Даже если тайна Стаффордширского клада будет когда-нибудь раскрыта, вряд ли хоть один современный человек сумеет понять тех, кто этот клад спрятал. Для этого нам пришлось бы снова поверить в силу магии.